Клановая война между силовиками и либералами

На модерации Отложенный Приход Дмитрия Медведева к власти, пусть и ослабленной Владимиром Путиным в роли в премьер-министра, провоцирует закулисные игры

Процесс передачи власти, задуманный Владимиром Путиным и, по-видимому, прошедший по намеченному сценарию, завершится в эту среду, когда под золотыми сводами Кремля и перед телекамерами всего мира Дмитрий Медведев примет присягу. Однако уже много месяцев свирепствует война между разными "кланами", которые борются за раздел влияния и власти с момента прихода Владимира Путина в Кремль. Для страны, никогда не знавшей двоевластия, приход нового игрока, пусть и ослабленного тем, что его предшественник не отходит от дел, является источником конфликтов и закулисных игр.

После годов правления Бориса Ельцина, когда всемогущая олигархия обогащалась за счет крушения советской системы, эпоха Путина была ознаменована возвращением к власти силовиков – высшего руководства спецслужб и армии. Сегодня они не просто играют первостепенную политическую роль, но и возглавляют экономические предприятия, вернувшиеся в лоно государства после конфискации у олигархов: правление нефтяной компании "Роснефть" контролирует Игорь Сечин, одновременно возглавляющий президентскую администрацию Владимира Путина; близкий советник президента Виктор Иванов возглавляет также авиакомпанию "Аэрофлот" и конгломерат "Алмаз-Антей", один из военно-промышленных гигантов страны.

Но не одни только силовики, считающиеся сторонниками захвата государством крупных секторов экономики и часто на дипломатическом уровне называемые "ястребами", участвуют в борьбе за влияние, разыгрывающейся в Кремле. Клан экономических "либералов", которых считают еще и более прагматичными – по крайней мере, на словах, – составляет другое крыло вертикали власти, построенной Владимиром Путиным.

Политические обозреватели и прочие кремленологи обычно причисляют будущего президента Дмитрия Медведева к либеральному клану.

Система, основанная Владимиром Путиным, держится как раз на этой борьбе разных фракций. Сталкивая различные "клубы", вращающиеся в его орбите, Владимиру Путину удается оставаться над схваткой и править, лавируя между ними. Но, назначив своим преемником "либерала", не имеющего вокруг себя мощного клана, Владимир Путин рискнул спровоцировать серию междоусобиц, которые продолжаются по сей день.

Эта борьба коснулась министра финансов Алексея Кудрина, имеющего репутацию сторонника либеральных экономических реформ. Его министерство оказалось в центре одной из самых ожесточенных битв за власть последних месяцев. В конце ноября его заместитель Сергей Сторчак был арестован по подозрению в хищении средств. Отвечавший за внушительный Стабилизационный фонд – российскую манну, полученную за счет поступлений от продажи газа и нефти, – Сергей Сторчак стал жертвой клана "ястребов", стремящегося дестабилизировать либералов на заре нового президентства. Дело до сих пор не прекращено и полно неожиданных поворотов: в конце апреля два следователя по "делу Сторчака" были отстранены от работы.

Придя на этой неделе в Кремль, Дмитрий Медведев будет вынужден управляться не только с неудобным премьер-министром. Лишенному части своих полномочий Владимиром Путиным, настроенным подогнать под себя новый пост, Дмитрию Медведеву надо суметь взять под свой контроль различные борющиеся между собой фракции. Российские президентские выборы 2 марта, сценарий которых был просчитан заранее, не оставили места для неожиданности. Вступив на этой неделе в должность, Дмитрий Медведев узнает, что такое настоящая борьба за власть.