Москва будет делиться по классовому признаку

На модерации Отложенный

Одним москвичам превращение Москвы в классический мегаполис нравится, другие ностальгируют по былой патриархальности. Как бы то ни было, процесса не остановить. Город не просто развивается быстрее, изменились сами законы этого развития.

По мировым образцам

Одно из самых заметных изменений – это зонирование города на элитные, деловые, рабочие и прочие кварталы. В советский период такое деление было только кое-где: на Фрунзенской набережной селилась военная и чиновничья элита, в Поселке художников на Соколе деятелям искусства выделяли мастерские, в районе Кузьминок и Текстильщиков жил рабочий люд.

Но только в последние годы отчетливо выделились области концентрации элитной застройки: это «Золотая миля» – Остоженка, Замоскворечье, Хамовники, Патриаршие пруды. Как и в любом европейском городе, в нашей столице самые дорогие дома – это старинные особняки в центре города. Поэтому исторические реконструированные дома как индивидуальное жилье очень популярны у московской элиты. Средний класс группируется в кварталах, прилегающих к Садовому кольцу. Впрочем, дома бизнес-класса можно встретить в различных районах Москвы и на очень разном удалении от центра. И наконец, восток города по-прежнему остается промышленным и «пролетарским».

Такого рода зонирование принято во всех мегаполисах мира. И все же понятие об элитном жилье у нас несколько расходится с зарубежным. Так, в Лондоне элитным может считаться дом на 200 квартир, с маленькими жилыми площадями, крошечной кухней и невысокими потолками. У нас же помещения, и кухня в том числе, должны быть просторными, так как в России сильны традиции домашнего питания: люди сами готовят себе еду, а не питаются исключительно в ресторанах и кафе. Есть и другие отличия… «Наши западные коллеги и друзья зачастую недоумевают, когда речь заходит о состоянии внутренних интерьеров в частных резиденциях, – говорит Татьяна Ван Граафайланд, PR-директор инвестиционной группы SESEGAR. – Такое количество китча трудно представить в каком-либо другом городе мира. Удачные проекты интерьеров – большая редкость».

Перерождение промзон

Один из способов изыскать место для новой застройки – вывод промышленных производств за пределы города. Во многих крупнейших мегаполисах мира эту проблему решали по одному и тому же рецепту: на месте бывших предприятий устраивали бизнес-зоны или жилые кварталы. Примеры тому – деловой центр Дефанс в Париже, лондонский Докленд, территории амстердамских порта Eihaven и вокзала Central Station, стокгольмских портовых зон.

В нашей столице тоже пришло время вывода предприятий за черту города. В генеральном плане Москвы указано, что количество производственных площадей будет сокращено с 20 до 15 тыс. га. В ЦАО на месте экспериментальной фабрики спортивной обуви был построен многофункциональный комплекс, вместо фабрики «Парижская коммуна» и НИИ эластомерных материалов и изделий – жилые дома. Также завершено строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры на площадях дрожжевого завода в Донском районе, тепличного хозяйства агрокомбината «Горьковец» на территории ОАО «Москирпич». Новые жилые комплексы появятся на части территории промзоны №26 «Южный порт» в Печатниках, на месте завода «Каучук» в Хамовниках планируется возведение элитного квартала площадью 200 тыс. кв. м, на месте Бадаевского завода – офисный проект «Парк-Сити».

На территории фабрики «Красный Октябрь» на Болотном острове будет возведено жилье самого высокого класса. На месте промышленного квартала «Красная Роза» возводится ряд офисных центров.

Как добраться до офиса?

ММДЦ «Москва-Сити» с его небоскребами не что иное, как аналог Дефанса и Портленда. Сейчас много говорится о транспортных проблемах этой зоны. Сергей Полонский, президент Mirax Group, считает, что работники «Сити», как и в Лондоне, будут добираться до офисов на метро. На ведомственном уровне вообще раздаются призывы пересесть с автомобилей на велосипеды, что, кстати, действительно очень распространено во многих городах мира. Но только будут ли они услышаны москвичами и остальной публикой, проживающей в столице? Тем временем брокеры офисных помещений констатируют, что ММДЦ из-за транспортной проблемы пользуется меньшим успехом у арендаторов, чем это предполагалось раньше.

Автомобильное движение в городе вообще и в таких зонах в частности представляет собой большую проблему, утверждают специалисты. В Европе обычно вводят запрет на въезд деловые районы, а стоянки внутри них чрезвычайно дороги. Вероятно, чтобы предотвратить транспортный коллапс в ММДЦ, точно так же сделают и у нас.

Время от времени раздаются призывы к выносу деловых зон на окраины Москвы. Но тогда сотрудникам компаний придется добираться до работы через весь город. «Новые деловые районы все равно будут стремиться к центральной части города, прижимаясь к историческому центру, – считает Александр Шарапов, президент компании Becar Realty Group. – И такие новые деловые районы, как Докленд в Лондоне или Дефанс в Париже, близки к историческому центру, а не находятся где-то за тридевять земель». Тем не менее в ЦАО уже запретили строить новые бизнес-центры.

Малоэтажные перспективы

Развитие мегаполиса не могло не затронуть его пригородов. Подмосковье массово застраивается коттеджами для постоянного проживания городских жителей. Для нас это явление совершенно новое, ведь раньше загородный дом мог быть только либо жильем обитателя деревни, либо дачей горожанина. Область еще, конечно, не слишком похожа на американские пригороды, сплошь застроенные дешевыми коттеджами, но направление развития уже обозначено ясно.

«Анонсированные мегапроекты поселений, рассчитанные на сотни частных домовладений, – лучшее тому подтверждение, – заявляет Анатолий Балашов, директор отдела загородной недвижимости компании Kirsanova Realty. – Для Подмосковья важным аспектом является обеспечение безопасного проживания и надежность коммуникаций, поэтому роль современного пригорода будут выполнять вновь возводимые поселки, а не исторические образования типа Немчиновки и Салтыковки. Подтверждение данной тенденции – Новорижское шоссе, на котором застраиваются практически все полевые участки вне зависимости от их качества».

В Америке, впрочем, «малоэтажные» традиции гораздо глубже. Так, в Калифорнии совсем нет железнодорожного транспорта, все население передвигается только на собственных автомобилях, что, конечно, создает экологические проблемы. Малоэтажная застройка складывалась тут веками, сыграл роль и теплый климат. Москва же давным-давно перестала быть одноэтажной, у нас другие традиции, да и застройщикам выгоднее возводить многоэтажные дома, даже на окраинах. Пример тому – строительство многоэтажных кварталов в подмосковных городах-спутниках.