Прибалтика так и не стала независимой

На модерации Отложенный

Внешняя политика прибалтийских государств настолько привязана к Вашингтону и Брюсселю, что возникает закономерный вопрос о ее самостоятельности. По мнению политолога Модеста Колерова, прибалтийские республики стали транзитными инструментами «сдерживания России», они стремятся набирать очки на антироссийских акциях и готовы в этих целях проводить однобокую политику в ущерб своим интересам, но в интересах США. Эту оценку подтверждает доклад Европейского совета международных отношений под названием «Расстановка сил в отношениях Европейского Союза и России». В документе все 27 стран Евросоюза поделены на пять групп — в зависимости от отношения к России. Так вот — в четвертую группу «сдержанных прагматиков» наряду с Великобританией входят Латвия и Эстония. А Литва вместе с Польшей попали в пятую группу — «бойцов холодной войны».

Стоит отметить, что сами прибалтийские политики неоднозначно оценивают внешнеполитический курс своих государств. Так, бывший министр иностранных дел Латвии Янис Юрканс недавно заявил, что у этой республики давно нет своей внешней политики. «Мы не действуем, исходя из своих государственных интересов, мы постоянно выполняем чьи-то прихоти. Разумеется, у нас нет внятной внешней политики и по отношению к России», — подчеркнул он. В качестве иллюстрации Юрканс привел нашумевшую историю с высылкой из Латвии российского дипломата, которую экс-министр расценивает как «провокацию».

По мнению политика, плохие отношения с Россией по-прежнему для многих в Латвии являются хорошим бизнесом. Высылка дипломата, казалось, противоречила всякой логике развития российско-латвийских отношений. Однако она почему-то произошла в момент подготовки визита президента Латвии в Москву с целью подписания ряда ключевых соглашений, в частности, об избежании двойного налогообложения, о взаимной защите инвестиций и об облегчении визового режима для жителей приграничной зоны. И еще недавно рассказывавший о блестящих перспективах отношений с Россией глава МИД Латвии Марис Риекстиньш вдруг заговорил о неприемлемости некоторых предложений российской стороны по этим договорам и о нецелесообразности визита латвийского президента в Москву.

Бывший министр, а ныне лидер оппозиционной Партии народного согласия предупреждает, что шпионский скандал – «не последняя провокация тех, кто зарабатывает на противостоянии Латвии и России». К их числу Юрканс относит, в первую очередь, спецслужбы Латвии, которыми «зачастую управляют силы, находящиеся за пределами страны».

Это шокирующее заявление оппозиционного политика попытался дезавуировать президент республики Валдис Затлерс, который в интервью Латвийскому телевидению заверил телезрителей, что ни глава государства, ни Канцелярия президента «не получали никаких намеков или указаний от дипломатических представителей других стран».

Ну, допустим, оппозиционный лидер в пылу критики перегнул палку. Но уж относящегося к правящей элите члена правления Народной партии, бывшего министра здравоохранения и финансов Гундара Берзиньша трудно обвинить в злонамеренном оскорблении латвийских спецслужб. Однако и он в интервью газете «Неаткарига» заявил, что ему трудно понять, «зачем некоторые влиятельные люди унижаются и бегают в здание на бульваре Райниса (посольство США – «Росбалт»), чтобы выслушивать советы».

К числу этих влиятельных людей Берзиньш относит и начальника Бюро по защите Сатверсме Яниса Казоциньша. «Жалко смотреть, как он покорно семенит туда с согнутой спиной», — отмечает бывший министр.

Не удивительно, что завершающая работу в Риге посол США Кэтрин Тодд-Бейли с удовлетворением констатировала: годы ее работы в Латвии «превзошли все ожидания», и вклад Латвии в союзнический аспект двусторонних отношений «многократно превышает ее размер».

У других прибалтийских государств дела с независимостью обстоят не лучше. Возьмем, например, Эстонию. Недавно эстонский министр обороны получил от своего американского коллеги Роберта Гейтса письмо, в котором содержалась просьба направить в Афганистан подкрепление и дополнительное оборудование. Аналогичные письма получили и другие главы оборонных ведомств стран-членов НАТО. Но если у большинства адресатов обращение Гейтса не вызвало энтузиазма, то Эстония послушно решила направить в Афганистан минометный взвод в количестве 20-ти человек. Численность эстонского контингента в Афганистане достигнет 145-ти человек. «А в пересчете на душу населения наша страна является одной из четырех ведущих стран, принимающих участие в афганской миссии», — с гордостью отрапортовал эстонский министр обороны.

Или посмотреть, например, с каким рвением Эстония осуществляет американский план построения демократии в Грузии. Не успел из Тбилиси уехать президент Эстонии, как вслед за ним туда прибыл премьер-министр Андрус Ансип, да не с пустыми руками – с внедорожниками в подарок грузинским пограничникам и группой эстонских бизнесменов, призванных инвестировать в экономику Грузии. На встрече с грузинским коллегой эстонский откровенно премьер заявил: «Мы желаем видеть вас рядом с нами в Евросоюзе и НАТО» и сообщил о готовности Эстонии на предстоящем Бухарестском саммите добиваться «ускорения интеграции Грузии в НАТО».

А вот Литва, стремясь угодить Соединенным Штатам, в своем внешнеполитическом рвении оконфузилась — забежала вперед паровоза и получила нагоняй из Вашингтона. Напомним, в конце января президент Литвы Валдас Адамкус в интервью газете The Financial Times пожаловался на «неослабевающее экономическое и политическое давление на страны Балтии» со стороны России, что свидетельствует, по его мнению, о ее готовности развязать новую «холодную войну». В ответ госсекретарь США Кондолиза Райс на форуме в Давосе резко и недипломатично назвала заявление литовского президента «преувеличенной ерундой». Выволочка от американского госсекретаря задела многих литовских политиков. «С главой государства-союзника Райс не стоило так говорить», — посетовал бывший глава МИД Литвы Повилас Гилис.

В целом прибалтийские республики явно не жаждут самостоятельности. Руководители стран Балтии откровенно заявляют о своей заинтересованности в скорейшей ратификации Лиссабонского договора, так как он значительно унифицирует решение вопросов безопасности и внешней политики. А это, рассчитывают в столицах прибалтийских республик, позволит взвалить на плечи Брюсселя все издержки их отношений с «восточным соседом».