Не дожидаясь распоряжений сверху, уже в половине регионов ввели уроки православия

На модерации Отложенный

- Не будут ходить мои дети на уроки православия! Не будут! - упирается Гульнара Хамитова.

Гульнара держит небольшую курьерскую фирму в Старом Осколе. Ее муж, убежденный атеист, трудится кровельщиком.

- Мой папа - мусульманин. Попал сюда в 70-х по распределению. Строил металлургический комбинат. Я буду жить здесь и учить детей так, как считаю нужным!

Пятиклассник Сережа и восьмиклассница Лена Хамитовы от уроков «Православной культуры» освобождены. Гульнара написала директору 17-й старооскольской школы заявление: «Всю ответственность за жизнь и здоровье детей во время урока беру на себя».

Но Хамитову такое «снисхождение» не устраивает:

- А если чиновники в следующем году откажутся освобождать ребенка от уроков православия? Что, если всех поголовно заставят учить Библию? И вообще, почему мы, неправославные налогоплательщики, должны эти занятия оплачивать?

Такой была одна из моих первых встреч в Белгородской области, где с начала нынешнего учебного года «Православная культура» стала обязательным предметом.

«Никаких догм!»

Это у столичных чиновников еще не утихают споры, нужны ли «Основы православной культуры» (ОПК) в школе или нет, а если нужны, то в какой форме. На деле предмет уже давно появился в школьных расписаниях. Его преподают чуть ли не в половине регионов страны (см. таблицу). На той же самой Белгородчине факультатив по ОПК ввели лет десять назад, а вот теперь он в основной сетке часов. Что за этим - нормальное желание людей знать и понимать свои корни или дань моде?

«Дети - будущее человечества. Наше будущее - в наших руках!» - барабанной дробью бьет по глазам лозунг над входом в 17-ю старооскольскую школу. Между этажами - огромные фото руководителей местных заводов. Спонсоры...

В 11-м «А» последним уроком в расписании значится «Правосл.» («Православная культура» то есть).

- У нас свои учебники, - раскладывает яркие обложки педагог Елена Савостина. - Автор - Скоробогатов. Одна из лучших книг по этому предмету!

Елена Борисовна ведет «Правосл.» недавно. Раньше преподавала МХК (мировая художественная культура. - Ред.). Потом училась в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете в Москве. Теперь религиовед по специальности.

- Сами посмотрите: никаких догм, только культура.

Листаю добротные книжки. «Православные праздники», «Святость земли Русской», «Иконография Божией Матери», «Устав монашеской жизни» - шелестят страницы с красочными иллюстрациями.

- Никаких проповедей мы не читаем... Ну все, урок! - мягко выпроводила меня учительница. В класс завалились старшеклассники.

Или все-таки вера?

В школьном коридоре пестро выведено масляной краской: «Это ты, моя Русь державная, моя Родина Православная!» Яркий постер: губернатор Савченко вместе с Иоанном, архиепископом Белгородским и Старооскольским, что-то вручают детишкам. Тут же стенд «Кодекс выпускника». На пожелтевшей бумаге отпечатано: «Если кто и спасет свою душу, то только живя в Православной вере, ибо нет иной веры лучшей, чем наша чистая и светлая вера Православная. Прп. Феодосий Печерский».

Вздрагиваю от прикосновения. Немолодая женщина тянет за рукав:

- У меня есть что сказать...

В пустом классе усаживаюсь за парту. Разглядываю свою инициативную собеседницу. Золотые зубы, крашеные пряди волос... Галина Викторовна Сторожева, учитель начальных классов до появления «Православной культуры» вела в школе «Народную культуру Белогорья». Там тоже был раздел о православии. Перечисляя штрихи своей педагогической биографии, Галина Викторовна вдруг выдала:

- Я сама верующий человек, но не воцерковлена. Как же я могу прививать детям веру? Вот какая проблема...

Учителя-ремесленники

- Да, перегибают, - согласилась Светлана КАЛАШНИКОВА, замначальника управления образования Белгородской области. Светлана Николаевна разрабатывала местный закон, который сделал уроки православной культуры обязательными.

- Сами знаете: в школах зачастую работают ремесленники. Я встречаюсь с учителями, объясняю им: если повесили в классе икону, то обязательно снабдите ее табличками, объясняющими, кому икона посвящена, кто ее писал, по какому поводу. Как в музее, а не в храме... Но ничего, постепенно все приходит в норму. Большинство родителей предмет поддерживают.

И правда, по официальной статистике, 98 процентов белгородцев за обязательное введение ОПК.

- Но что делать с теми, кто все-таки отказывается?

- У нас предусмотрены альтернативные уроки краеведения или основ этики...

- Но в Старом Осколе родители пишут заявления-освобождения, и дети просто вместо уроков гуляют по школьному двору...

Калашникова прямо при мне стала отчитывать по телефону старооскольского образовательного начальника.

- И еще непонятно: что будет стоять в аттестате у тех ребят, которые православие не посещали?

- Прочерк. Точно так же, как ставят прочерк по физкультуре, если ребенок освобожден... Вы смотрите на результат! У нас с момента введения предмета подростковая преступность сократилась на 30 процентов! А ведь через детей просвещаются и взрослые. Например, за последние восемь лет сирот в Белгородской области стало в пять раз меньше. Да и молодежь пошла в храмы! Это вас не радует?

«Заповедник православия»

Так в шутку называют свой край белгородцы. Кто теперь разберет, что именно так повлияло на местных: областной закон об ОПК или что-то еще. В чисто выметенном центре города я за три дня не встретил ни одного подростка с пивом или сигаретой даже темным тоскливым вечером. Кстати, здесь действует «детский комендантский час» - после десяти несовершеннолетним запрещено находиться без сопровождения родителей. За мат на улице штрафуют без разговоров. Вы такое видели в столицах и других «культурных центрах»?

Впрочем, есть и еще кое-что. Это бросается в глаза не меньше, чем чистота белгородских улиц. В местных новостях чуть ли не с утра до вечера чиновники с комсомольским задором докладывают о строительстве новых храмов, обнимаются с батюшками. Прямо как раньше комбайнеры-ударники - с секретарями райкомов.

При этом представители РПЦ настаивают: в светские дела не вмешиваемся. Пресс-секретарь Белгородской и Старооскольской епархии протоиерей Игорь КОБЕЛЕВ был со мной максимально дипломатичен:

- Все конфессии в России равны. Об этом недавно напомнил и президент страны.

А еще глава государства не раз говорил, что приказом сверху вводить предметы «религиозной тематики» в школах нельзя. «Если кто-то считает, что сейчас надо поступить по-другому, то надо менять Конституцию, - напомнил Путин в начале учебного года. - Не думаю, что мы должны сейчас этим заниматься».

Кто во что горазд

В общем, потихонечку, постепенно из предмета, который поначалу напоминал Закон Божий (и вели его зачастую батюшки из местных приходов), выкристаллизовывается нормальный, понятный и - главное - нужный курс, где учат по большому счету нравственности через понимание традиционной культуры. Так происходит далеко не везде. В Белгородской области, чтобы своими силами подготовить новый предмет, потребовалось десятилетие. Но и здесь не все учителя сами понимают разницу между агитацией за православную веру и культурологическим уроком, рассказывающим о традициях и укладе жизни основной части местного населения. Было бы так, глядишь, и Гульнара Хамитова не стала бы своих ребят с урока срывать, а, напротив, сама попросилась бы их записать, чтобы понимали корни земли, где родились.

Но получилось так, что федеральная власть долго не решалась на подготовку общенационального курса, хотя бы такого: «Культуры традиционных конфессий России». Отдали в регионы. Ну а там...

Лепят иной раз кто во что горазд. И учебники выходят однобокие, настораживающие неправославное население. И учителей готовят где и как придется. Хотя, на мой взгляд, отдавать такой - политический - предмет на откуп местным властям и местным богословам и ученым - дело весьма щекотливое.

Кажется, только сейчас ситуация стала проясняться. В Калуге накануне Нового года прошло всероссийское совещание, где министр образования и науки Андрей Фурсенко встречался со священнослужителями из разных епархий со всей страны. Договорились, что, возможно, новый предмет и появится во всех школах. Называться он будет «Духовно-нравственная культура». Школярам с 1-го по 11-й класс предложат изучать по выбору: основы православной культуры, основы исламской культуры. Атеистам и прочим дадут альтернативный, внеконфессиональный курс «Основы этики».

Правда, есть тут два вопроса. Не станет ли и такой «аккуратный» курс причиной раздоров внутри класса? Ведь мусульман и христиан хоть и всего на два часа в неделю, но все же будут разводить по разным кабинетам? Не проще ли и полезнее всем одновременно рассказывать о религиозных традициях?

И еще: до сих пор непонятно, кто будет писать учебники, разрабатывать программы. Представители Российской академии образования и батюшки чуть не подрались прямо на трибуне. Ученые утверждали, что церковь не имеет права вмешиваться в образование. Священники обвиняли профессоров в некомпетентности.

Старый Оскол - Белгород - Калуга - Москва.

ГДЕ ЕЩЕ ВВЕДЕНЫ УРОКИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

ОБЛАСТИ:

Калужская, Тверская, Вологодская, Ярославская, Костромская, Ивановская, Курская, Рязанская, Ростовская, Волгоградская, Орловская, Кемеровская, Иркутская, Магаданская, Брянская, Самарская, Воронежская, Смоленская, Нижегородская, Владимирская, Тульская, Калининградская, Ульяновская, Челябинская.

КРАЯ:

Ставропольский, Приморский.

РЕСПУБЛИКИ:

Татарстан, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Ингушетия.

По данным региональных представительств «КП», Академии переподготовки и повышения квалификации педагогов и Общественной организации «Учителя за свободу убеждений».


Фото Владимира ВЕЛЕНГУРИНА.

МНЕНИЕ СВЯЩЕННИКА

Диакон о. Андрей (КУРАЕВ), православный журналист: «Преподавать обязательно! Но без комиссарских интонаций»

- Примерьте на себя положение русского человека в Казани. Лично я с удовольствием бы отправлял своего ребенка на уроки исламской культуры. Но это должна быть именно КУЛЬТУРА, а не законы шариата. Если я хочу, чтобы Казань была родиной не только моих дедов, но и моих внуков, мои дети обязаны знать и татарский язык, и культуру исламского мира.

ОПК бессмысленно вводить факультативно. Это должен быть обязательный предмет. В этом случае как раз и не будет деления класса на национальные группы. Если это будет действительно культурология, без каких-то комиссарских интонаций, то как не вредит детям урок по культуре Ренессанса, так не повредят им и уроки по культуре православия.

Преподавать предмет должны обычные светские педагоги, изучившие культурологию православия на курсах повышения квалификации при светских университетах. Никакого экзамена на личное благочестие для преподавателей ОПК не нужно. Ведь от учителя, преподающего русскую литературу, не требуют давать присягу, что он влюблен в Пушкина.

КСТАТИ

В белгородских магазинах продается книга для учителей «Я иду на урок в начальную школу. Основы православной культуры» 2006 года издания. Пособие рекомендовано Координационным советом по взаимодействию Мин-образования России и Московской патриархии РПЦ (такой гриф, как красный значок для педагога: «Рекомендовано! Надо брать!»). Книга пестрит интересными утверждениями. К примеру: «Почему семья преподобного Сергия Радонежского переехала в Радонеж? Их семья стала бедной, их притесняли татары...» (с. 147)

Из истории же известно другое: в начале XIV века Москва боролась с Тверью за ярлык на великое княжение. Ростов, где жила семья Сергия (в миру Варфоломея), поддержал Тверь. А победил Иван Калита, московский князь. Ростовских бояр, к числу которых относился и отец будущего святого, начали вытеснять. Пришлось переехать в Радонеж. Так что дело вовсе не в татарах.

А В ЭТО ВРЕМЯ

Минобрнауки дожали

Чиновники все-таки согласились учесть пожелания РПЦ в новых госстандартах образования

На днях министр образования и науки Андрей Фурсенко посетил Рождественские чтения. Главной темой этого ежегодного съезда православных в Кремлевском дворце стало именно преподавание религии в школе. Чувствовалось, что Фурсенко напряжен. Если на прошлых Рождественских чтениях священники буквально освистали министра, который отказался вводить религиозные предметы, то сейчас уже даже никто ни с кем не спорил. На этот раз чиновники уступили.

Митрополит Калужский и Боровский Климент повторил новое предложение церкви: включить в образовательные стандарты (сейчас они в процессе разработки. - Ред.) новую образовательную область «Духовно-нравственная культура». Хорошо бы, чтобы предмет был обязательным с 1-го по 11-й класс. А для атеистов надо предусмотреть альтернативный курс «Основы морали».

И Фурсенко под рукоплескания принял предложение:

- Концепция направлена в Российскую академию образования для использования при разработке новых стандартов.

Кстати, в стандартах впервые будет не просто перечислено количество часов по предметам, а конкретные навыки, которыми должны владеть выпускники. В том числе - умение общаться со своими соотечественниками. Новый предмет, возможно, появится в российских школах уже в будущем учебном году.

ВОПРОС ДНЯ

Нужны ли в школе уроки основ православной культуры?

Любовь СЛИСКА, вице-спикер Госдумы:

- Нужны. Россия - православная страна, несмотря на свою многоконфессиональность. Мы должны, конечно, уважать свободу совести, но отдавать предпочтение необходимо основной нации, основной религии.

Юлия ЛАТЫНИНА, писатель:

- Нет. Не понимаю, как это будет выглядеть в московской школе. Сейчас Вани, Пети и Маши пойдут на Закон Божий, а вы, Абдулла и Надира, постойте в сторонке, вы не такие, как все... И еще вряд ли этот предмет в школе будет популярным. Если десять заповедей будет преподавать какая-то непонятная училка, боюсь, эффект получится обратный.

Сергей МИГИЦКО, народный артист России:

- Это замечательно. Я человек православный, и Россия всегда была православной страной. Поэтому дети в ней должны воспитываться в этой традиции, знать о православии и христианстве в целом.

Ринат РАЕВ, ректор Российского исламского университета, Уфа:

- Преподавать основы только одной конфессии - неправильно! По Конституции у нас светское государство, и ни одна религия не является государственной, поэтому учить детей нужно основам всех вероисповеданий.

Александр МАКАРОВ, настоятель Преображенского храма Подмосковья:

- Православие цементирует культуру России, и ученики должны иметь о нем хотя бы общие представления.

Александр ДУДКИН, руководитель Буддийского центра Карма Кагью, Волгоград:

- Этого не надо делать. Обязательное изучение православия может вызвать негатив у детей другого вероисповедания. А в школах факультативно надо вводить историю всех мировых религий. Ребенок вырастет, поумнеет и сам выберет себе Бога.

Андрей УСПЕНСКИЙ, преподаватель русского языка и литературы, «Лучший учитель» 2006 года:

- А разве в произведениях Достоевского, Есенина, Тургенева нельзя найти основы православной культуры? Или мы хотим ввести очередной нелюбимый учениками предмет?

Вика ДАЙНЕКО, певица:

- Я бы на такие уроки не ходила, потому что выбор религии - это интимное дело человека, а не обязательная программа.

Светлана ПЛОТНИКОВА, завуч школы № 55, Красноярск:

- Урок религиоведения нужны, а вот доступ в Интернет для подростков нужно перекрыть. Он их развращает.

Макс, читатель сайта KP.RU, Москва:

- Нужны без вопросов! Вся история России, литература, архитектура, военное искусство и характер народа - все это выросло из православия. Без него Россию не понять. И любыми другими школьными предметами не измерить.