Книги для туалета. В российскую литературу вернулось понятие госзаказа

На модерации Отложенный В российское искусство стремительно возвращается такое понятие как «госзаказ».

Как передает корреспондент РИА «Новый Регион», начало этому процессу, как всегда, положил президент Владимир Путин: на заседании Совета по культуре и искусству он высказался за «возрождение так называемого госзаказа на создание произведений, имеющих безусловную общественную ценность». При этом президент оговорился, что речь не идет о возрождении этого понятия в старом смысле, потому что «патронировать и тиражировать бездарность» нельзя. Критерием же для размещения госзаказа должен быть «талант и значение того или иного проекта для духовной жизни страны».

Однако вопреки пожеланию президента, госзаказ, прижившийся пока в основном в литературе, не стал подспорьем для молодых дарований и не отразился на качестве книжных новинок. Напротив, огромные тиражи и мощная рекламная поддержка достались тем авторам, произведения которых грешат огромным количеством орфографических и стилистических ошибок. По словам известного сетевого журналиста Максима Кононенко, сегодня в РФ самую большую пиар-поддержку получили книги для чтения в туалете.

Зато в этих произведениях даны правильные оценки «завоеваниям» 90-х годов и действиям нового руководства России по нейтрализации этих «завоеваний».

Во всех крупных книжных магазинах РФ сегодня присутствует один и тот же «иконостас», – витрина с бестселлерами Сергея Минаева («Духлесс», «Медиа Сапиенс» и «The Телки»), Марины Юденич («Нефть») и Эдуарда Багирова («Гастарбайтер»). Перечисленные литературные новинки объединяет подчеркнутая политическая лояльность и запредельный тираж – 100-150 тысяч экземпляров, который постоянно «допечатывается». В итоге первая из череды «модных» книг, нашумевший роман «Духлесс» Минаева, сегодня выпущен едва ли не миллионным тиражом.

В издательстве «ATgroup» (Екатеринбург), куда корреспондент РИА «Новый Регион» обратился за консультацией, сообщили, что ни один автор никогда не согласится профинансировать подобный тираж за свой счет. Печать только одного экземпляра романа «Духлесс» (346 страниц) обойдется заказчику в 70 рублей. Соответственно миллионный тираж этого произведения составит 70 млн.

В издательстве «ATgroup» выразили недоумение по поводу того, «кто может быть заинтересован в выпуске такого количества экземпляров «Духлесса», ведь даже романы знаменитой Людмилы Улицкой, удостоенной премии «Букер», выпускаются десятитысячными тиражами».

«Заказы на 100 тысяч и более бывают очень редко, да что там – их сейчас ни у кого нет. Даже не представляем, кто это может заказать», – отметили уральские книгоиздатели.

Между тем в екатеринбургском магазине «Дом книги» говорят, что все новинки так называемой идеологической (кремлевской) литературы расходятся здесь как «горячие пирожки».

В начале января «на пробу» администрация магазина взяла 30 экземпляров романа Марины Юденич «Нефть», однако уже сегодня из этой партии не осталось ни одной книги, пришлось заказывать еще. «После праздников читатели словно с цепи сорвались – были раскуплены все книги. Не знаем, с чем это связано, но они уходили «влет». Самое интересное, что некоторые брали по три экземпляра», – сообщили «Новому Региону» консультанты магазина.

И действительно, корреспондент «Нового Региона» мог убедиться в этом лично, посмотрев ведомость продаж отдела художественной литературы – три экземпляра были куплены одним покупателем 12 января, еще три книги кем-то через два дня. После этого екатеринбуржцы ежедневно приобретали в «Доме книги» по одному экземпляру «Нефти».

«Мне самой «Нефть» не понравилась – я открыла, увидела, что там про политику и не стала читать. Мне даже показалось, что эту книгу специально для чего-то написали», – делится впечатлениями консультант «Дома книги» и добавляет, что целевая аудитория у «идеологических» книг – мужчины в возрасте от 20 до 40 лет.

«То, что подобные книги покупаются, вызвано не талантливостью их авторов или художественной ценностью самих произведений, а массированными pr-компаниями по их продвижению. Высокие продажи подобной литературы – это заслуга громких, дорогостоящих, а потому успешных компаний по ее раскрутке», – отмечают в другом магазине Екатеринбурга – «100 000 книг».

Коллеги Минаева-Юденич-Багирова из оппозиционного лагеря говорят об успехах их произведений с нескрываемым скепсисом и раздражением:

«На такие книги существует даже не госзаказ, а некий подряд, – делится информацией экс-эсер, писатель Сергей Шаргунов.

– Этот подряд «организовал» депутат «Единой России», идеолог «падоночной» литературы Константин Рыков (хозяин и идеолог сайтов fuck.ru, litprom.ru, russia.ru, zaputina.ru – «НР»)».

По словам Шаргунова, все проекты Рыкова поддерживаются в администрации президента. В рамках этих проектов издаются как отвлеченные книжки, не проповедующие план Путина, так и книги откровенно идеологические, рассказывающие, что весь корень бед находился в Михаиле Ходорковском, «который не только нефть качал, но и кровь сосал».

«Так как среди людей пишущих большое количество «несогласных», критичных по отношению к власти людей, руководство страны поставило задачу вырастить и выпестовать своих писателей. Средством для этого служат огромные деньги и марсианские тиражи. Если какую-то книгу даже с компрометирующим содержанием издать гигантским тиражом, поставить на всех полках и кормить ею через силу, спрос на нее будет.

Но провластные литературные проекты краткосрочны, они скоро сойдут, как плохой лежалый снег. Потому что будет уже не актуально бесконечно и глумливо топтаться на лежачем враге под названием «90-е годы». Начнется осмысление последней восьмилетки», – говорит Шаргунов.

Впрочем, добавляет писатель, нельзя исключить и того, что власть решит реализовать более суровый сценарий, чем сейчас. Это произойдет в том случае, если здравый смысл окончательно откажет: «Представители власти прикажут писать восхваления, и появится книжка о прекрасном мальчише-кибальчише из движения «Наши» и о мальчишке, который противостоит хулигану Квакину из банды Лимонова. Но я думаю, что подобные заказ будут либо высмеивать, либо воспринимать, как отголоски постмодернизма».

Нацбол из Нижнего Новгорода, прославившийся романами «Санькя» и «Грех», Захар Прилепин согласен, что в литературе, как ни в одной другой сфере искусства, сегодня присутствует призрак госзака:

«Прямого госзаказа, когда из Кремля поднимают тяжелую трубку, звонят Сергею Минаеву и говорят: «Сергей, напиши нам книжку», – наверное, не существует. Имеют место другие конструкции. У государства есть запрос на создание некой мифологии и, с позволения сказать, литературы… Сергей Минаев и Эдуард Багиров вовремя подвернулись под руку. Когда процесс пошел, и проекты оказались успешными, кремлевские пиар-структуры стали использовать Минаева и Багирова на всю катушку».

По информации Прилепина, в раскрутку «кремлевской» литературы вкладываются безумные деньги.

«Я с трудом поверю, что книга Багирова «Гастарбайтер» могла окупить затраченную на нее рекламу – огромные постеры, которые были развешаны по Москве. Я читал, что Багиров продал около 60 тысяч экземпляров «Гастарбайтера», но для такой масштабной рекламы это маловато. Впрочем, мы не можем отрицать, что эти книги покупаются, читаются, не только потому, что их пиарят, а потому, что у общества существует запрос на такую литературу.

Однако, я не думаю, что тенденция к появлению новых книг и новых авторов с кремлевским взглядом на мир будет усиливаться. Много такой литературы публика не съест. Нам достаточно того, что у Минаева выходит по книге в год. Может появиться еще пара авторов, но не более того. Потому что сформулировать новую идею для народа ни сами авторы, ни кремлевские структуры не в состоянии», – говорит Прилепин.

Известный сетевой автор Mr. Parker (журналист Максим Коненко), также отметившийся недавно книжкой про утопичность либеральных ценностей, весьма скептически относится к произведениям кремлевского пула писателей.

«Книги Багирова и Минаева очень похожи своей «расхристанностью». Этим авторам не помешал бы литературный редактор... Но сегодня никого не интересует качество творчества. Если мы говорим о литературе, их книги никуда не годятся. Произведения Минаева, Багирова и даже моя книга «День отличника» – «фикшн», книги для чтения в туалете или в поезде. Просто на литературный рынок пришел Константин Рыков, который придумал новую маркетинговую схему продажи книг. Ранее издавали очень большой ассортимент книг, но маленькими тиражами. А Рыков сказал: «Мы издадим одну книгу, но минимальный тираж будет 100 тысяч экземпляров». И он, как оказалось, был прав, свидетельство чему – мгновенная раскрутка никому неизвестных авторов и обеспечение миллионных тиражей их произведениям», – говорит Коненко.