Москва может стать биржевой столицей мира

На модерации Отложенный

Как известно, президент Дмитрий Медведев объявил, что одна из стратегических задач для страны – превращение Москвы в мировой финансовый центр. Эксперты полагают, что Москва «созрела». Уже сегодня столица является центром сосредоточения капитала не только на постсоветском пространстве, но и для Европы. Капитализация российского фондового рынка превысила полтора триллиона долларов. Тем не менее для достижения высоких целей нужны дальнейшие преобразования. 

 Не так давно регулятор рынка ценных бумаг (РЦБ) Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) опубликовала доклад – первый программный документ, в котором руководство ФСФР изложило свои представления о том, как должен развиваться фондовый рынок, чтобы в итоге исполнить задачу президента. Способы достижения этого в принципе понятны. Прежде всего надо увеличивать число участников рынка ценных бумаг, то есть инвесторов (покупателей и продавцов) и эмитентов (компаний, чьи ценные бумаги вращаются на бирже). Это возможно только при повышении мотивации и гарантий. Для этого нужно оптимизировать, вернее, сделать более привлекательной систему налогообложения, а также доработать законодательную базу. Ну и плюс к этому модернизировать инфраструктуру.

 Тактику и стратегию реализации проекта «Москва – биржевая столица мира» обсуждали в том числе и на Втором Международном инвестиционном форуме, проходящем в эти дни в Санкт-Петербурге. Выступая на форуме, заместитель председателя Банка России Константин Корищенко сказал, что главным условием нормального развития финансового рынка России является доработка законодательной базы, в частности принятие законов о биржах, клиринговой деятельности и центральном депозитарии. «Эти три закона станут ключевыми для финансового рынка страны»,- подчеркнул Корищенко.

 Глава ФСФР Владимир Миловидов на сайте службы также опубликовал статью, в которой изложил свои мысли по поводу того, с чего начать формирование мирового финансового центра. По его мнению, ядром такого центра должна стать биржа.

 «Биржа – это прежде всего правила, выработанные участниками рынка в целях его организации, в целях обеспечения справедливости для всех, управляемости рынка в целом, привлечения инвесторов и эмитентов, развития финансовых инструментов и самих торговых технологий. Биржа – это, по сути, одна из первых саморегулируемых организаций в истории предпринимательства.

Вот почему бирж в таком понимании не может быть много, в отличие от торговых площадок, залов и терминалов. Вот почему конкуренция бирж – явление весьма спорное. Правила же поведения на рынке, критерии добросовестности, прозрачности сделок, механизмы разрешения споров не могут конкурировать – все это по мере глобализации экономики должно быть унифицировано. Теоретически на определенном историческом этапе все биржи, равно как и финансовые центры, могут объединиться в глобальную, наднациональную биржевую организацию. Своего рода «организацию объединенных бирж».

 Вместе с тем глава ФСФР считает, что для укрепления роли биржи необходимо выполнение как минимум двух исходных условий. Первое – вывести доминирующий сегодня на рынке Банк России из капитала биржевой инфраструктуры. По мнению Миловидова, бирже под силу саморегулирование. Кроме того, необходима консолидация биржевой инфраструктуры: «Эффективную саморегулирующую роль и функцию биржевого центра может играть не отдельно взятая биржа, а вертикально интегрированный холдинг с широким представительством в капитале банков, небанковских институтов, возможно, государства, а на каком-то этапе и иностранных институтов. В рамках холдинга должны быть объединены локальные (их может быть много) торговые площадки, в том числе специализирующиеся по видам торгуемых инструментов и активов, расчетный депозитарий, клиринг, унифицированы электронные платформы и стандарты обмена данными».

Но это дело будущего. Первым шагом, призванным сделать российский фондовый рынок более привлекательным, будет рассмотрение в Госдуме осенью 2008 года законопроекта о борьбе с инсайдом, то есть манипулированием и использованием информации, предназначенной «для служебного пользования».

 Инсайд – реальное зло, наносящее ущерб как инвесторам, так и участникам рынка. Россию постоянно обвиняют в том, что она не борется с этим злом, и в стране сохраняется возможность торговать с учетом инсайдерской информации. Доказать сговор невозможно. Поэтому нередко случается так, что на бирже больше зарабатывают те, кто хитрее химичит. По сути, это грабеж, недобросовестная конкуренция, ставящая в заведомо невыгодные условия инвесторов, не имеющих выхода на тех, кто владеет информацией.