Семь характерных признаков бизнеса в путинской России

На модерации Отложенный

1) В ответе за всех
Кроме вложений в  водородную энергетику и участия в нацпроекте «Доступное жилье», олигархи возвращают культурные ценности на родину. Первым тренд обозначил Владимир Потанин. Он приобрел на аукционе «Черный квадрат» Казимира Малевича и передал его в дар Минкульту РФ. Глава «Реновы» Виктор Вексельберг вовсе не дождался проведения торгов и купил более чем за $50 млн фунтов коллекцию пасхальных яиц Фаберже (на фото). Глава «Металлоинвеста» и владелец ИД «Коммерсантъ» Алишер Усманов выкупил у компании Films by Jove права на коллекцию совет­ских мультфильмов, а затем заплатил двойную цену ($72 млн) за коллекцию Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской.

2) Будет сидеть. Путин сказал

Посадив Михаила Ходорковского, Путин равноудалил олигархов от власти. Последним ничего не оставалось, как направить политические амбиции в развитие бизнеса. В этом году Россия вошла в десятку стран c самым быст­рым ростом числа долларовых миллионеров. По результатам исследования Merrill Lynch, за 2007-й их количество достигло 119 тыс. человек.

3) Ближе к народу

Мы имеем в виду появление Романа Абрамовича на концертах Земфиры, Александра Мамута – на выступлениях Евгения Гришковца, Михаила Фридмана – на дне рождения Ксении Собчак, Константина Ремчукова – в кресле главного редактора «Независимой газеты», Александра Лебедева – в ЖЖ. Кроме того, появились бизнесмены-фрики, такие как глава «Евросети» Евгений Чичваркин (на фото). Миллионеры перестали быть недоступными, они, как и хотел Путин, стали ближе к народу, а  возможно, к себе.

4) Северное прошлое

Детство и юность, проведенные в  Петербурге, стали важной чертой любого резюме.

Все ключевые решения в  России принимаются командой людей, которые служили вместе с Путиным и  происходят из его родного города. Любая компания счастлива заполучить человека из этой команды. Не важно кого – одно­курсника, экс-сотрудника питерской мэрии, знакомого сотрудника питер­ской мэрии, жившего рядом с питерской мэрией.

5) Чужие здесь не ходят

Иностранные компании соглашаются работать на условиях миноритарных партнеров, поскольку российские власти откровенно выдавливают их из ключевых проектов. Shell оттерли от «Сахалин-2», ТНК ВР – от разработки газового месторождения в Ковыкте.

6) Мне в Лондон по делу

Первыми в столицу туманного Альбиона перебрались Артем Тарасов и Владимир Гусинский, далее Борис Березовский, Леонид Нев­злин, Юрий Шефлер. На Западе заговорили о  политической миграции из России. Как правило, эти люди успешно ведут бизнес за рубежом, имея не менее успешные, по словам следователей, уголовные дела в России.

7) Свои люди - сочтемся

Президент перестал скрывать, что бывший чиновник на топовой позиции в частной компании может гарантировать ей стабильность. Одним из первых из власти в бизнес перешел экс-министр внешнеэкономических связей Петр Авен, возглавивший «Альфа-Банк». Более свежие примеры – переход главы ФСФР Олега Вьюгина в группу МДМ, зам­министра экономразвития Андрея Шаронова – в инвестиционную компанию «Тройка Диалог», а экс-главы Минфина Александра Лившица – в «Русал» Олега Дерипаски.