Женщин обвинили в повышенной кровожадности

На модерации Отложенный Шотландец Иэн Рэнкин, самый успешный на сегодняшний день писатель-детективщик, оказался втянутым в скандал. Обронив в одном из интервью слово "лесбиянка", он навлек на себя гнев многих своего коллег-писательниц.

Интервью, ставшее яблоком раздора, писатель дал еще в прошлом году. Автор популярных романов об инспекторе Ребусе заявил: "Теперь самые натуралистические романы пишут женщины. Кстати, среди таких писательниц преобладают лесбиянки, что я нахожу любопытным". Коллегу Рэнкина, писательницу Вэл Макдермид, это высказывание, что называется, задело за живое. Выступая на Эдинбургском международном книжном фестивале, она назвала подобное заявление "вопиющей чушью" и разразилась гневной отповедью в адрес своего коллеги.

Речь Макдермид, которая, к слову, сама является представительницей лесби-движения, была довольно экспрессивной: "Я нахожу это заявление настолько оскорбительным, что даже теряюсь и не могу решить, с чего начать его опровержение. Например, молодые талантливые авторы-мужчины не стесняются откровенно описывать в своих книгах сцены насилия. Но есть книги определенного рода, где единственный способ быть честным - это писать о насилии как есть, словно говоря читателю: "Вот так это выглядит". Это не развлекательное чтиво, и не продвинутая порнография. Насилие действительно причиняет боль и ломает жизни тех, кто с ним сталкивается".

Больше всего, призналась Макдермид, ее раздражают вопросы о том, как она относится к насилию в художественной литературе, будучи женщиной. Писательница недоумевает, почему с подобными вопросами не обращаются к мужчинам: "По-моему, за всем этим кроется некое заблуждение о том, что нам, женщинам, не пристало описывать насилие, жертвами которого являются те же женщины. Неужели нам требуется разрешение для описания подобных сцен?".

Макдермид знает, о чем говорит. Закончив Оксфорд, она много лет работала криминальным журналистом, пока не переключилась на художественную прозу.

По ее словам, в редакциях, где ей довелось работать царит сексизм, и женщине, даже профессионалу, сложно удержаться на своем рабочем месте.

Будучи практически обвиненным в сексизме, столь ненавидимым Макдермид, Рэнкин после ее выступления попытался оправдаться. Он заявил, что его слова вырваны из контекста, поскольку в интервью речь шла об общей классификации писателей младшего поколения. "Дело не только в лесбиянстве, - отметил Рэнкин. - По-моему, для попадания в первую десятку не помешает подробно описывать в своих книгах насилие, если вы женщина. Мужчинам же стоит воздержаться от таких сцен". Писатель добавил, что для всех детективных романов последнего времени характерен рост натурализма. Причины этого он видит во влиянии кинематографа на мастеров пера.

Сегодня более половины детективов пишутся женщинами. Аудитория этих авторов также состоит преимущественно из женщин. Несмотря на предубеждение о том, что слабый пол читает лишь любовные романы, дамы отдают пальму первенства детективам. Романтические же истории о вечной любви заняли по итогам опроса последнее место. Надо сказать, что писательницы не стремятся приукрасить действительность и уберечь своих читателей от жестоких сцен. Так, в одной из книг той же Макдермид есть такой персонаж, как маньяк, снимающий на память "скальпы" с лобка своих жертв. А в "Курсе лечения" писательницы Мо Хейдер описана сцена, где сумасшедший убийца принуждает мужчину изнасиловать своего ребенка.

Женщины, чье призвание - детективы, считают, что сцены насилия, описанные в их книгах, более конструктивны, чем у их коллег-мужчин. Отчасти это может быть обусловлено тем, что что женщины острее осознают опасность сексуального насилия. По словам писательницы Тэны Френч, на свете есть люди, для которых уже одно только существование женщин является поводом превратить их из людей в добычу.