Мир опять услышал, как Буш ведет светские беседы за ланчем

На модерации Отложенный Ни один саммит G8 не обходится без происшествий, связанных с микрофонами.

Когда лидеры богатейших стран мира, так называемой "группы восьми", два года тому назад собрались в России, в Санкт-Петербурге, президента Буша застукали за употреблением резких и цветистых выражений, когда он жевал за ланчем роллы. На протяжении четырех минут мир мог слышать Джорджа У. Буша безо всяких прикрас, между тем как он рассуждал на всевозможные темы, от своей слабости к диетической кока-коле до многословия его коллег-лидеров ("Черт возьми, я буду говорить не так долго, как остальные").

На саммите, который прошел на этой неделе на острове Хоккайдо на севере Японии, в час ланча тоже не отключили микрофоны. Наш президент, душа общества, перед тем как сесть за стол, вел светские беседы – оживленно щебетал о самочувствии своих родителей, праздновании своего дня рождения и обвинениях в коррупции, предъявленных одному из его закадычных европейских приятелей, премьер-министру Италии Сильвио Берлускони.

"Amigo! Amigo! – жизнерадостно вскричал Буш по-испански, увидев премьер-министра Италии. – Как жизнь, Сильвио! Рад тебя видеть!" Позднее президент вспомнил о своем бывшем российском коллеге Владимире Путине. "А Путин к тебе приезжал с тех пор, как мы с тобой виделись?" – спросил он у Берлускони (Нет, Путин к Берлускони не приезжал).

Вошла канцлер Германии Ангела Меркель, держа в руках газету с фото первого президента Буша во время его недавнего визита в Берлин. "Его отец", – заметила она, обращаясь к другим лидерам. На лице президента Буша выразилась тревога. 84-летний Буш-старший после операции по протезированию тазобедренного сустава, перенесенной в прошлом году, начал сдавать.

"Как он себя чувствовал? Как он выглядел? Он может нормально ходить?" – спросил президент.

"Ходить ему трудно", – ответила Меркель.

"Во-во, я за него волнуюсь", – заметил Буш.

Затем заговорили о матери президента, которая в июне перенесла операцию по протезированию коленных суставов. "Две операции на коленях, на обоих коленях сразу, – сообщил президент. – Она решила, что два периода восстановления после двух операций поочередно – это слишком".

Находясь в центре внимания компании, Буш, которому в воскресенье, когда он уже находился в Японии, исполнилось 62 года, отметил, что крутые горки Хоккайдо – большое испытание для велосипедиста. "Сегодня утром я оседлал велосипед, – сказал он, – съехал к подножию холма и понял, что забраться назад в гору будет очень тяжело. Старею, знаете ли...".

Кто-то спросил президента о его дне рождения, который Буш традиционно празднует 4 июля. "Был большой прием в Белом доме, с фейерверками, – сказал он. – Мои девочки там были".

В углу зала Буш заметил Роберта Б. Зеллика, главу Всемирного банка. "Вы тут все Зеллика из Всемирного банка знаете?" – громогласно вопросил президент.

Затем речь вновь зашла о Берлускони. Во вторник, на следующий день после этого ланча, пристыженный Белый дом принес официальные извинения премьер-министру Италии за распространение среди журналистов биографии последнего, в которой отмечалось, что Берлускони был "признан виновным по ряду обвинений в коррупции" (все эти приговоры были отменены), а сам он именовался "ловкачом".

Тема правосудия была затронута и за ланчем.

"Я читал, что суды опять к тебе придираются, – сказал Буш Берлускони. – Немыслимо. Я никогда ничего подобного не видел. Они тебе просто покоя не дают".

Забавно, что на следующий день микрофоны на время ланча отключили.

Слова-то высокопарные, но что толку?

Кто, собственно, все это сочиняет?

Ежегодно лидеры "Группы восьми" – США, Японии, Великобритании, Германии, Франции, Италии, Канады и России – встречаются в каком-нибудь элитарном месте (так, на Хоккайдо они собрались на курорте с горячими источниками у озера Тойя), чтобы обсудить вопросы глобальной важности. И каждый год они распространяют совместные коммюнике, изобилующие бюрократической тарабарщиной. В коммюнике нынешнего года содержатся пассажи, от которых просто ум за разум заходит:

О мировой экономике: "Мы осознаем взаимосвязанный характер проблем, касающихся мировой экономики. Мы неуклонно привержены пропаганде тщательного регулирования глобальных дисбалансов путем разумного макроэкономического управления и проведения структурной политики..."

О помощи Африке: "Решая задачи развития, мы изберем разносторонний подход, ратуя за синергию сфер развития, связанных с М.Ц.Р. ..." (Под М.Ц.Р. понимаются восемь целей в области развития, перечень которых был одобрен после форума "Миллениум" – саммита ООН, состоявшегося в 2000 году).

О росте цен на продовольствие: "Международному сообществу необходима всесторонне скоординированная программа ответных мер и всеобъемлющая стратегия для решения этой проблемы в интегрированной форме...".

Эти коммюнике, подлинные авторы которых остаются анонимными, – плоды многомесячных напряженных переговоров между помощниками лидеров – людьми, которых на жаргоне "восьмерки" называют "шерпы". Олден Мейер, эксперт по климатическим изменениям из Союза обеспокоенных ученых, тоже приехавший на форум, подытожил этот процесс таким образом: "Они яростно спорят о том, кому выпадет честь сказать совсем немного".

Последние пожелания

В повестку дня нынешнего саммита "Группы восьми" входили не только добрые пожелания Бушу на день рождения.

Представитель хозяев саммита, премьер-министр Японии Ясуо Фукуда, попросил всех лидеров написать их личные пожелания, которые повесят на бамбук на традиционной японской церемонии "танабата". Это так называемый "праздник звезд", отмечаемый ежегодно в седьмой день седьмого месяца, когда, по легенде, две звезды, разлученные Млечным Путем, наконец-то встречаются.

В пожеланиях Буша, отпечатанных на принтере, а не написанных им от руки, тоже есть нечто особенное, звездное – наверное, это нечто вроде прощального послания от президента, который не приедет на встречу G8 в Италии в будущем году.

"Я желаю, чтобы мир был свободен от тирании: тирании голода, болезней, и был свободен от тиранических правительств, – написал президент. – Я желаю, чтобы в мире осуществилась всеобщая тяга к свободе. Я желаю прогресса новых технологий, которые улучшат жизнь людей и защитят окружающую среду. Я желаю, чтобы всех благословил Бог. Джордж У. Буш".