Две правды Кремля

На модерации Отложенный Россия и россияне живут в двух мирах: есть официальная Россия, та, которую показывают по телевизору, где Путина любят и превозносят, а есть и другая Россия

Недавно нашему президенту захотелось хоть что-то узнать о российской жизни, и поэтому он побеседовал с отобранными дорожными рабочими из сибирского Красноярска. Один из них попросил Путина, чтобы тот остался президентом еще на один срок. Если верить официальным сообщениям, то народная любовь к Путину почти необъятна. Похоже, что у россиян нет других забот, кроме как переживать, что станет с нашей счастливой родиной без Путина.

В тот же самый день я поговорила с несколькими рабочими или, точнее сказать, с продавцами на рынке бытовой техники у метро "Рижская", станции на северо-востоке Москвы. Рынок в огромном неотапливаемом зале работает без выходных. Все мерзнут, у нас уже по-зимнему холодно, и продавцы в своих ватниках, утепленных штанах и грубых зимних сапогах все до одного кажутся толстяками. Здесь нет настоящих магазинов, только крохотные закутки, где на продажу выставлены пылесосы, стиральные машины и прочие товары, необходимые в домашнем хозяйстве.

Я поговорила с четырьмя продавцами. У трех из них высшее техническое образование, полученное в хорошем московском вузе. Четвертый тоже мечтал стать инженером, но оставил учебу после первого семестра: у него кончились деньги, да и большого смысла в ее продолжении он тоже не видел, потому что, как ему казалось, он в любом случае не нашел бы работу по специальности. Все четверо практически ежедневно томятся на холодном московском рынке.

Как и Путин с рабочими, мы тоже говорили о России, о выборах, о партиях и оппозиционных "маршах несогласных". И о жизни. В любом случае, люди с московского рынка относятся к иной России, чем та, которую знает Путин. Они – это часть бесцензурной и честной страны.

Никто не собирается голосовать за Путина

Никто из продавцов не собирается голосовать за кремлевскую партию "Единая Россия". Все они сразу сошлись в одном. "Эти разворовывают то, что осталось после Ельцина", – говорит один. А старики получают крохотные пенсии, подхватил другой, меньше ста евро. "На эти деньги прожить невозможно!" Бесплатные государственные школы плохие, а другие слишком дороги. Съемная квартира обходится дороже, чем на Западе. По телевизору показывают только дешевые сериалы, а в новостях рассказывают, как прекрасно жить в стране Путина, делятся со мной продавцы.

"Я буду голосовать за либералов из "Яблока", – говорит один. – Конечно, я понимаю, что они ни за что не попадут в парламент, даже если преодолеют семипроцентный барьер. У них просто отнимут голоса. Умные люди в Думе не нужны, только такие, кто послушно голосует". Другой продавец собирается голосовать за коммунистов. Двое возмущаются тем, что у них больше нет возможности поставить крестик в графе "против всех", поскольку та предусмотрительно была удалена из избирательных бюллетеней.

Все они обрадовались, когда Путин пообещал, что не пойдет против конституции и не станет баллотироваться на третий срок. Избавиться от него они хотят как можно скорее. Возможно, коррупции в России тогда будет поменьше, рассуждают они.

Никто из них не верит, что их голоса на парламентских выборах будут иметь какой-то вес. Никто также не верит в честные выборы. "Они нарисуют цифры, какие нужны Кремлю!" – говорят мужчины.

Собственно, идти на выборы – это дело пустое. Как и раньше, в Советском Союзе, негодуют они. Продавцы могли бы возмущаться еще долго. Но мне пора уходить, я страшно замерзла.