Как улучшить память и сохранить ее до старости

На модерации Отложенный

Оказаться без памяти страшит гораздо больше, чем перспектива заболеть тяжелым недугом: потерять память – значит потерять себя. А если все же она начинает тускнеть? Что может ее спасти? Не придумала ли медицина здесь что-нибудь новое?

Cлово доктору медицинских наук, заведующему лабораторией Института нормальной физиологии РАМН Константину Анохину.

– Константин Владимирович, остается ли память загадкой для человека?

– К сожалению, да. По-настоящему начали понимать, что такое память, лишь в последние годы. К концу 80-х нам и другим исследователям удалось найти гены, участвующие в переводе памяти на постоянное хранение. Оказалось, что достаточно нарушить единственный ген, и можно воспрепятствовать переходу памяти из оперативной в долговременную.

Стремясь найти способы улучшить память, разные лаборатории мира начали искать, какие сигналы запускают этот процесс. Психиатры поняли: расшифровав эти сигналы, они сумеют бороться с ослабевшей памятью. Ценность открытия невероятна. Расшифровав, как и какими генами управляется и контролируется память, мы, может быть, поймем, как лабораторным анализом определить ухудшение памяти (сегодня такой диагноз ставится на основании лишь психологических тестов), и найдем новые препараты, которые спасут людей с нарушенной и ослабленной памятью.

– А пока, до изобретения пилюль, нам остается довольствоваться тем, что на роду написано: обладать крепкой памятью или дырявой?

– Я рассказал о пассивном пути: проглотить пилюлю и легко, без хлопот приобрести отличную память. Но существует и многовековое искусство тренировки памяти, воплотившееся во многих современных разработках. Блестящие результаты достигаются такими же упражнениями, какими можно добиться любых навыков. Например, научиться читать задом наперед.

Но генетически заложенные способности к памяти у каждого из нас разные. Есть люди, которые слабы в этих свойствах. А иногда рождаются своего рода гении памяти, обладающие почти что неисчерпаемыми возможностями. Феноменальная память проявляется у детей уже в младенчестве. Такие люди, как правило, имеют еще одно уникальное свойство: они помнят себя буквально с пеленок.

– Как Лев Толстой?

– И как поэт Андрей Белый. Обычно люди забывают то, что происходило с ними до 4 лет. Это называется инфантильной амнезией. Причем четырехлетний ребенок еще хорошо помнит игрушки, которые ему дарили в год, события, которые случались в два. А когда человек вырастает, то обычно эта детская память у него уходит. Но не у всех.

– Верите ли вы в то, что если человек до конца своей жизни будет вести активную мыслительную деятельность, то у него будет все хорошо и с памятью, коей в преклонные годы удивляли всех плодовитые старики Толстой, Шоу, Тициан, Тосканини?

– Когда у современных ученых спрашивают самый лучший рецепт предотвращения развития болезни Альцгеймера, они отвечают: активная интеллектуальная жизнь. У людей с бедными духовными запросами она встречается гораздо чаще. Я как-то присутствовал на дискуссии специалистов по поводу болезни Альцгеймера. Один выступающий говорил: активная работа ума – верный способ предотвратить недуг. А другой спорил: ерунда это все. Но сошлись они на одном: по крайней мере, насыщенная интеллектуальная жизнь не помешает. Хуже от нее не будет, а лучше – может быть…

– Каких еще болезней опасается наша память?

– Потеря памяти иногда возникает после острого вирусного заболевания, например герпеса. Некоторые виды вируса герпеса опасны тем, что проникают в центральную нервную систему и поражают области мозга, связанные с памятью. Эту нейро-тропную инфекцию часто принимают за грипп или банальное ОРЗ, глотают парацетамол и другие жаропонижающие препараты. У пациента сильно болит голова, а потом оказывается, что он частично или полностью потерял память, и часто это уже невосполнимо.

– Мы говорили о том, как хорошо запоминать. А есть вещи, которые хочется забыть. Насколько нужно человеку это умение?

– Возвращение в мыслях ко многим неприятным событиям вызывает в человеке массу нравственных, чувственных переживаний и просто соматических патологий. Проявляются они по-разному (в зависимости от слабых мест в организме): болями в сердце, язвами желудка и кишечника, повышенным давлением. С синдромом «посттравматическая память» столкнулось целое поколение американцев, вернувшихся с вьетнамской войны, наши соотечественники, воевавшие в Чечне.

Человек часто сам подавляет эти тяжелые воспоминания, но они продолжают действовать на него, превращая его в неврастеника. Психотерапия и психоанализ как раз пытаются избавить человека от подобных травм – отрицательных следов опыта, которые резко вступают в противоречие со всей остальной системой его ценностей. Заставить себя забыть о чем-то – не так уж просто. Но наш мозг, наше сознание обладают невероятными ресурсами. Готовых рецептов блестящей памяти, увы, не существует. Кроме одного: надо активно нагружать ее, не позволять ей «заржаветь».

Интересно

Человеческий мозг генерирует за день больше электрических импульсов, чем все телефоны мира, вместе взятые.

В головном мозге человека за одну секунду происходит 100 000 химических реакций.

С момента рождения в мозге каждого из нас уже существует 14 миллиардов клеток, и на протяжении жизни число это не увеличивается. Напротив, после 25 лет оно сокращается на 100 тысяч в день. Так, за минуту, потраченную вами на чтение страницы, умирает около 70 клеток.