Бьет - значит любит? Как выйти из плена семейного насилия

На модерации Отложенный Выяснить, кто является автором этого крылатого выражения, теперь уже не представляется возможным. Чаще всего, конечно, объектами рукоприкладства являются женщины. Но вот действительно ли любит тот, кто бьет? Если нет, то как бороться с домашней тиранией? Над этим вопросом задумался один из авторов "Женских страстей".

Тема насилия в семье очень глубокая, важная и - в понимании большинства женщин - постыдная. Редко когда можно услышать в кругу коллег или знакомых женщин рассказы за чашкой чая о том, как муж просто грубо обращался с ними. А уж про то, что благоверный поднял руку, говорить вообще не принято!

И дело здесь, к сожалению, не в том, что такой проблемы просто не существует в современных семьях. Дело в чувстве стыда и унижении, которые испытывает жертва, в боязни сплетен и пересудов у нее за спиной, показного сочувствия, и… страхе. Страхе, что ее слова дойдут до ушей супруга, который накажет ее за природную женскую болтливость, страхе уйти, потому что все равно найдет, в страхе остаться самой на улице с ребенком на руках.

Что же такое семейное насилие?

"Насилием в семье признаются любые умышленные действия физической, сексуальной, психологической или экономической направленности одного члена семьи по отношению к другому в случае, если эти действия нарушают конституционные права и свободы члена семьи как человека и гражданина и наносят ему моральный вред, вред его физическому и психическому здоровью".

На учете в органах МВД России состоит 4 миллиона человек, совершавших насилие в семье. Из них 205 тысяч - "дебоширы", люди с неустойчивой нервной системой, 400 тысяч - алкоголики, 40 тысяч - психически больные. Соответственно, 3 355 000 семейных истязателей - нормальные уважаемые люди.

Статистика

- Жертвами бытовых убийств в современной России в 70 процентах случаев становились женщины
- Каждые 40 минут в России от последствий насилия в семье умирает одна женщина

- 80% женщин хотя бы раз в своей жизни становились жертвой семейного насилия
- 2 тысячи женщин в год сводят счеты с жизнью, потому что не выдерживают побоев и оскорблений

"Я не буду ей помогать!"

Открываю первый попавшийся женский форум. Здесь можно не стесняться и не бояться. Быть может, это - единственная доступная для большинства российских женщин форма психологической помощи и поддержки.

Темы пестрят разнообразием: дети, роды, вязание, кулинария… И вот первый вопрос: «Вас когда-нибудь бил муж?». Несколько неловких попыток форумчанок поддержать бравые заявления о том, что «Да я бы ушла!» или «У тебя нет гордости».

Зарываюсь вглубь "всемирной паутины" и натыкаюсь на личную страницу какого-то адвоката. Его посты меня просто шокируют!

«Она сидит у меня на приёме. В молодости, наверное, была красива. Сейчас у неё круги под глазами, переломан нос, на лице следы подживших ожогов. В молодости... Ей - 35. Выглядит на 50.

- Я из деревни приехала. В общежитии с ним и познакомилась. Он - городской. Знаете, как он меня любил! На руках носил, «солнышком» звал. Руки - золотые… Сыграли свадьбу, вскоре сын родился. Родители нам помогли квартиру купить. А потом...

Она говорит медленно, как-то устало, на одной ноте. И не смотрит мне в глаза.

- …Бил посуду, ломал мебель, кричал: «Я об тебя ноги вытирать буду, а ты терпи и молчи!». Наутро трезвел, плакал, просил прощения. И я прощала. Любила, да и ребёнок только-только родился.

Она прекрасно помнит тот день, когда он впервые поднял на неё руку.

- …Я бутылку водки у него забрала и в раковину вылила. Вот тогда-то он меня и ударил. Кулаком. В переносицу. Со всего размаха… Я потом две недели на работу не ходила: всё лицо - сплошной синяк, да и сотрясение. Он, проспавшись, на коленях стоял, рыдал, клялся. Простила. Любила я его. Очень...

Она не плачет, лишь нервно мнет в руках платочек.

- Больше всего я боялась за сына. Но, слава Богу, не трогал.

А меня и ногами пинал и сигаретами жег.

Говоря о сыне, она в первый раз подняла на меня глаза. Глаза - без надежды, в них лишь боль и усталость.

- Не выдержала. Вызвала милицию. Приехали, забрали. А сын вздрагивал от каждого шороха, поминутно бросался к двери: «Мам, а он не вернется? Мам, ты хорошо закрылась?». «Хорошо, сынок». «Мам, а ты точно на два замка закрылась?»

Голос у неё старческий, надтреснутый. Говорит медленно, на одной ноте.

- Напился в тот же вечер. Орал: «Ты меня посадить хотела, сука? Ну, держись теперь!». Бил ногами - страшно бил. Видимо, убить хотел, да Бог не дал… А сына в ванной запер. Две недели я даже встать не могла. Не выдержала, уехала с сыном к родителям, на него заявление написала. Скоро суд… Я бы заявление забрала, да боюсь: совсем он убьет меня. Да и у сына после всего этого энурез и заикается.

Вы знаете, ЧТО пришла она у меня просить?

- Вы же судейских знаете, поговорите с ними, чтобы его не сажали! Пусть условно дадут, но только не в тюрьму! У него же печень больная, как он в тюрьме-то будет?..

Я не буду ей помогать!»

А далее несколько страниц бессмысленных споров читателей. И вопрос: что же все-таки сталось с этой семьей? И ответ - как приговор: "Ему дали условно. Через два месяца он избил ее и сел. Она сейчас на инвалидности, удалили селезенку и одну почку. Ребенок у родственников".

Домашняя тирания в России

Как часто наши знакомые и незнакомые женщины попадают в подобные ситуации? Согласно сухим цифрам статистики правоохранительных органов, процентов 70-80 пострадавших - это женщины. Как правило, это матери домашних тиранов или их жены.

Что заставляет этих женщин покорно терпеть унижения и побои? Зачастую это банальные жилищные и финансовые проблемы. Некуда и не к кому пойти, не на что содержать ребенка.

Кризисные центры, к сожалению, если и есть, то в крупных городах, и в большинстве своем они рассчитаны на определенную категорию людей. Специалистов, которые бы оказали разнообразную помощь жертве, не хватает. Управление по делам семьи и молодежи может помочь лишь теоретически, потому что на практическую помощь у них не хватает финансовой поддержки.

Вот и получается, что у нас домашнее насилие процветает, тихо и незаметно становясь обыденностью семейных будней.

Цифры статистики свидетельствуют: ежегодно от семейного насилия в России погибают около 14 тысяч женщин. Около 30% от общего числа умышленных убийств совершается в семье. Насилие в той или иной форме наблюдается в каждой четвертой семье в России.

Как бороться?

Практически в каждом городе существуют телефоны доверия, по которым можно позвонить и получить психологическую помощь и совет. Правозащитное движение "Сопротивление" в ближайшее время планирует запустить общероссийскую «горячую» линию для жертв семейного насилия. Но пока, чаще всего, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Спасаться придется самостоятельно.

Для этого вы должны знать своеобразные этапы развития мужской жестокости

Первая фаза. Мужчина становится более раздражительным и напряженным. Возрастает количество оскорблений, критики и морального давления. Он может начать толкать вас. Гнев вызывает что угодно - например, беспорядок в доме или сумма, потраченная вами на покупки.

Вторая фаза. Напряжение нарастает. Вы начинаете спорить с ним и пытаетесь защищаться, вызывая в нем еще большее раздражение. В ответ он может толкнуть, швырнуть на пол, ударить. Иногда мужчины в таких случаях говорят, что они хотят чему-то научить.

Третья фаза. Мужчина начинает приносить извинения и обещает измениться. Он может засыпать подобными обещаниями и подарками. Эти изменения заставляют надеяться, что отношения еще можно спасти, что насилие больше не повторится.

Но, как правило, отношения, сопровождающиеся насилием, развиваются по сценарию порочного круга: после фазы "смягчения" наступает новый, еще более жестокий виток.