Откуда берется привязанность к барахлу?

На модерации Отложенный Психологов издавна интересовала укоренившаяся среди людей привычка обрастать ворохом ненужных, давно неиспользуемых, захламляющих жизненное пространство вещей и предметов. Посмотрите вокруг себя, загляните в шкаф или на антресоль, и вы поймете, о чем идет речь. 

Благодаря появлению особых приборов, способных "считывать" показания человеческого мозга, ученые, наконец, вплотную приблизились к пониманию причин подобного поведения, сообщает интернет-портал LiveScience.com.

Вот простой эксперимент. Человеку предлагают сделать выбор между портативным проигрывателем типа iPod и 100-долларовой ассигнацией. Опыт показывает, что испытуемый, скорее всего, выберет деньги. Но стоит изменить ситуацию, вручить iPod  в качестве подарка и тут же предложить за него $100, с большей вероятностью можно сказать, подчеркивают психологи, что одаренный таким образом человек оставит проигрыватель себе.

Оказывается, подобное выбор подпадает под категорию "странного экономического поведения", которое свойственно в том числе и шимпанзе, свидетельствует исследователь Брайан Натсон из Стэнфордского университета, и квалифицируется как "эффект обладания". 

Наблюдая за мозгом человека на аппарате неврологической регистрации сигналов и изображений, или fMRI, Натсон и его коллеги установили, что активность той  части мозга, которая сигнализирует о любви к тому или иному предмету, не увеличивается, когда iPod находится в руках другого владельца. Но стоит возникнуть опасности утраты ставшего уже "моим" проигрывателя, как немедленно озаряется соответствующая зона.

Обнаруженные свойства, о которых ученые пишут в медицинском издании Neuron, говорят в пользу того, что хотя люди и склонны в большей степени защищать свои вещички, скорее, из страха их потери, нежели от удовольствия пользования ими, собственно обладание тем или иным предметом все еще может иметь подлинное значение.

Так, если вы, например, привязаны к какой-нибудь поношенной студенческой майке или обручальному кольцу, "эффект обладания" усиливается. Он до конца не изучен, однако, как предсказывает Натсон, в некоторых случаях длительного владения одновременно может наблюдаться как усиленный эффект удовольствия, так и эффект усиленного страха (за судьбу вещицы).

Не то, чтобы жизнь наша закончится без этого самого iPod, но мозг, возможно,  рассуждает именно так.

Происходит же это оттого, что человеческий мозг является "древней машиной, попавшей в современность". В ходе эволюции то, чем человек обладал, ограничивалось территорией и орудиями, критически важными для выживания, за что стоило бороться.

Именно подобный устаревший мозговой механизм заставляет людей чрезмерно реагировать в случае пропажи кофточки или свитера и горевать при виде разбитой вазы. Именно эти свойства мозга вынуждают нас покорно взирать на то, как наши жилища заполняются вещами и ненужным хламом.

К счастью, как отмечает Натсон, у людей есть потенциал для более взвешенной оценки вещей. Например, опытные продавцы реже подпадают под влияние "эффекта обладания".

Ученый советует тренировать свои способности реально оценивать вещи, участвуя в игре в "рынок" или в распродажу. Можно обращаться за посторонней помощью для вынесения независимого вердикта вашей движимой собственности.

Короче, в следующий раз, когда будете переезжать на новую квартиру, попросите друга, чтобы он присутствовал при упаковке ваших чемоданов.