Крыша № 10: внутри МВД создается особое бюро по борьбе с коррупцией

На модерации Отложенный

Cегодня в Москве должно пройти заседание коллегии МВД по итогам работы органов внутренних дел в 2007 году. На заседании должен присутствовать президент. В распоряжении «Газеты» оказались тезисы доклада главы МВД Рашида Нургалиева, на основе которого коллегия определит приоритеты ведомства на 2008 год. Если судить по материалам коллегии, хоть общее число преступлений в России и снижается, влияние организованной преступности, в частности, на легальный сектор экономики России лишь возрастает.

Это противоречит официальной версии о том, что расцвет российской мафии остался в далеких 1990-х годах. Кроме того, руководство МВД вынуждено признать, что кадровый состав ведомства не отвечает вызовам времени. «Продолжается тенденция снижения профессионализма сотрудников правоохранительных органов, в том числе оперативного состава", - говорится в материалах.

В 2008 году помимо роста преступности руководство МВД с тревогой ожидает волны социальной напряженности, гасить которую в первую очередь придется милиционерам. «Учитывая продолжающийся рост инфляции в стране, неразрешенность социальных проблем в обществе, не исключены протестные выступления населения практически во всех регионах страны», - прогнозируют авторы доклада министра.

В результате активной интеграции, происходящей, по мнению авторов доклада, в криминальном мире, выделились крупные организованные преступные формирования (ОПФ), оказывающие значительное негативное влияние на состояние криминальной, социально-экономической и общественно-политической ситуации в регионах и федеральных округах России. «Для них характерны высокий уровень организованности и иерархичности, структурированности и конспиративности, разделение организаторских и исполнительских функций, наличие самостоятельной экономической основы и коррумпированных связей в органах власти», - отмечается в докладе.

Альтернативные органы управления

Серьезное влияние на деятельность ОПФ продолжают оказывать авторитеты уголовно-преступной среды, в том числе так называемые «воры в законе». Эта категория преступного мира, как отмечают авторы доклада, сформировалась в преступные кланы и «семьи» по этнически-земляческому признаку. Такое криминальное построение обеспечивает «ворам в законе» возможность противостоять конкурирующим группировкам, брать под свой контроль наиболее доходные виды преступной деятельности (квалифицированные квартирные кражи, похищения людей, вымогательства, наркотрафик, фальшивомонетничество, проституцию), а также сферы экономики (легальный игорный, гостиничный, ресторанный, развлекательный бизнес).

Наибольшую активность, как указывается в тезисах МВД, «воры в законе» проявляют в Московском регионе, крупных городах Центрального, Южного и Уральского федеральных округов. Всего на оперативном учете в МВД состоит 182 «вора в законе». Как отмечается в материалах МВД, фактически ими создана и через «положенцев», «смотрящих», «держателей общака» поддерживается система альтернативных органов управления на уровне регионов, муниципальных образований, учреждений уголовно-исполнительной системы.

Ключевыми фигурами преступного мира, по данным МВД, остаются около 20 «воров в законе», которые возглавляют 7 преступных сообществ: «Солнцевское», «Братское», «Общак», «Сабрековское», «Смирнова», «Пичугина», «Шамазова». В числе заслуг правоохранительных органов в тезисах к докладу главы МВД упоминается, что осенью 2007 года в Москве задержаны двое «воров в законе», в том числе и широко известный в уголовных кругах Степа Мурманский.

В целом в 2007 году подразделениями по борьбе с организованной преступностью (БОП) за совершение преступлений задержано 40 «воров в законе», осуждено - 9. В местах лишения свободы отбывают наказание 76 «воров в законе».

Одной из мер противодействия «ворам в законе» является их депортация за пределы России. За 2007 году выдворено 3 «вора в законе» (1 - выходец из Грузии, 2 - из Армении), в 2006 году - 3 (все - грузины).

В настоящий момент сотрудниками подразделений по БОП в Центральном и Приволжском федеральных округах осуществляются проверки законности приобретения гражданства России тремя грузинскими «ворами в законе». Решается вопрос об их депортации.

Адвокат Евгений Черноусов, в прошлом - полковник милиции, много лет проработавший в уголовном розыске и управлении по борьбе с незаконным оборотом наркотиков МВД, согласен, что организованная преступность по-прежнему играет большую роль во многих регионах и стране в целом. При этом она постоянно видоизменяется, действует все изощреннее. Однако роль самих "воров в законе" Черноусов не склонен преувеличивать. «Сами они в последнее время не могут так влиять на обстановку, как раньше, - сказал адвокат корреспонденту «Газеты». - Все-таки по ним были нанесены милицией очень ощутимые удары. Сейчас они могут действовать лишь в тандеме с представителями каких-либо государственных структур или же правоохранительных органов. Многие из них отошли от чистого криминала, легализовали добытые в свое время деньги и занимаются бизнесом".

Вторжение в легальный сектор

Представителями организованного криминалитета либо непосредственно создаются хозяйствующие субъекты, либо материальные и финансовые средства, добытые преступным путем, инвестируются в легальный сектор экономики. При этом под их криминальный контроль попадают не только предприятия малого и среднего бизнеса, но и крупные промышленные предприятия.

Так, усилиями департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом МВД выведен из-под криминального контроля комплекс бюджетообразующих предприятий Тульской области, представлявших собой девять крупных спиртовых заводов. По материалам МВД, «вор в законе», известный как Вахо Маленький, пытаясь завладеть имуществом спиртовых заводов, через процедуру банкротства в период 2005-2006 годов подделал договора займа, уступки права требования и другие документы от имени предприятий, зарегистрированных на подставных лиц. Итогом фиктивных сделок стало создание искусственной задолженности перед этими предприятиями в размере 143 млн рублей. Следственный комитет при МВД возбудил по этому поводу уголовное дело по статье 159 УК, с последующим предъявлением обвинения по статье 174.1 УК.

В материалах МВД прямо констатируется высокий уровень коррупционной пораженности государственного аппарата, особенно структур, осуществляющих полномочия по распределению разрешений и квот на использование земли, природных ресурсов, наделению правом осуществления наиболее рентабельных видов хозяйственной деятельности, а также выполняющих контрольно-надзорные функции. Этот фактор, по мнению авторов доклада, резко замедляет развитие экономики. Ущерб интересам государства и частного бизнеса наносит и деятельность коррупционеров в сфере распределения бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию национальных проектов.

Как заявил корреспонденту «Газеты» президент фонда "Индем" Георгий Сатаров, «крышевание» бизнеса чиновниками за последние 10 лет пришло на смену давлению со стороны криминальных структур. «Еще с конца 1990-х стало заметно, что контроль над наркотрафиком, проституцией и гостиничным бизнесом начал плавно перетекать из рук оргпреступности к сотрудникам милиции», - отметил Сатаров.

В 2007 году зарегистрировано 11,1 тысячи (+6 % по сравнению с предыдущим годом) преступлений по факту взяточничества, в том числе 6,5 тысячи (+5,6%) случаев получения взятки. «Имеющиеся коррупционные связи позволяют представителям организованного криминалитета не только избегать уголовной ответственности, но и осуществлять передел и захват новых сфер влияния путем использования искусственно созданного льготного положения при разрешении хозяйственных споров или приобретении определенных имущественных прав и получении прибыли», - сказано в тезисах.

Кадровый голод органов

Заместитель гендиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский расширение влияния оргпреступности на социальную жизнь россиян связывает с тем, что криминалитет стал в большей степени действовать открыто, а об их рейдерских захватах теперь сообщают в печати. «Если в лихие 1990-е криминальные разборки происходили в виде уличных перестрелок, то теперь все больше в кабинетах», - сказал Бадовский.

Как признают авторы доклада, конечные результаты оперативно-служебной деятельности подразделений по борьбе с оргпреступностью недостаточны и неадекватны масштабам влияния организованного криминалитета, террористических и экстремистских организаций на оперативную обстановку в целом по стране.

Как с гордостью отмечается в тезисах, под эгидой департамента по борьбе с оргпреступностью и терроризмом МВД недавно сформировано особое оперативно-розыскное бюро № 10 МВД России. Как отмечают авторы, ОРБ № 10 создано во исполнение указаний президента России об усилении борьбы с коррупцией и будет специализироваться в первую очередь на этой проблеме.

Резюме доклада, подготовленного для сегодняшней коллегии, содержит требование о переходе на качественно новый уровень организации оперативно-служебной деятельности по борьбе с организованной преступностью, коррупцией и терроризмом, использующий адресное и комплексное проведение мероприятий в отношении руководителей и активных участников организованных групп и преступных сообществ, оказывающих значительное влияние на экономическую, социальную и криминальную ситуацию в регионах России.

Адвокат Евгений Черноусов приветствует создание нового, узкоспециализированного ОРБ № 10. «Чем уже круг задач и обязанностей у оперативников, тем профессиональнее их работа, - сказал он корреспонденту «Газеты». - Думаю, что действия нового подразделения будут весьма эффективны». Однако о новом качественном уровне работы органов говорить, на его взгляд, пока рано. «Никуда не уйти от проблем финансового обеспечения сотрудников, повышения зарплат, выделения жилья, и в первую очередь именно тем милиционерам и следователям, которые находятся на острие борьбы с криминалом, - говорит эксперт. - Когда эти вопросы будут улажены, от сотрудников можно будет требовать и иного качества работы».

Мафия бессмертна?

Александр Гуров, член комитета Госдумы по безопасности (фракция "Единая Россия"), доктор юридических наук, профессор уголовного права:

Это банальное выражение, используемое в полушутливой форме. А на самом деле мафия смертна. Мы видим это по опыту США, где власть ее серьезно контролирует. Мы знаем, как подрывается организм мафии в Италии, где доходит до того, что на скамье подсудимых сидят 300 человек. И в Японии после принятия закона, который препятствует занятию «специфическим рэкетом», мафия сдалась и привезла две машины оружия.

Наша мафия за эти годы серьезно изменилась, став более цивилизованной. Она пошла в экономику и продолжает огосударствляться, но стало меньше заказных убийств и мафиозного шума, характерного для конца 1980-х - начала 1990-х годов. И не только социальная атмосфера вынудила мафию принять такие формы, надо отдать должное и правоохранительной системе, которая за эти 20 лет научилась работать.

Например, снова восстановлен учет "воров в законе" (более 800 человек), который в свое время был успешно кем-то продан. Часто стала возбуждаться и реализовываться статья, предусматривающая ответственность за организацию преступного сообщества (только в прошлом году - 60 дел). Также были выявлены и задержаны 40 "воров в законе" (правда, не знаю, сколько дошло до суда). А в редких случаях мы видим, как арестовывают и привлекают к ответственности крупных чиновников, то есть происходит разрыв коррумпированных связей.

Работа идет, но хотелось бы, чтобы она была более системной, а так называемая крыша была бы полностью снята с мафии, то есть нанесен удар по высшим коррумпированным эшелонам власти.

В отличие от всей организованной преступности мира, наша сегодня оказалась, как они сами говорят, «под ментами» (по их понятиям, менты - это власть, а не только милиция). Это и плохо, и хорошо. С одной стороны, это порождает и коррупцию, и неверие во власть, но с другой - дает великолепные предпосылки для удара по мафии, которых не было ни в одной стране. То есть можно ударить по чиновнику или даже по их группе, тем самым оставив эту мафию совершенно неприкрытой. И тогда бери ее голыми руками.

Дарья Донцова, автор детективных романов:

Бессмертна. Просто в обществе меняется уровень криминализации - то больше, как в 1990-е годы, то меньше. Или же газеты просто молчат, как это было при советской власти, когда существовали и "воры в законе", и мафия. Не было бы никакого приснопамятного ОБХСС, если бы не было экономических преступлений.

Аким Богатырев, координатор общественного союза «Антикоррупция»:

В России нет мафии, но есть группы чиновников-заговорщиков, которые замазаны грязью в общем преступлении. Есть крупный чиновник, ответственный за строительство, но он еще и хозяин-собственник (полный или в доле) многих домостроительных комбинатов. Это похоже на итальянскую мафию, но, по-моему, в более наглой форме. Там это делается скрыто, а у нас вполне открыто говорят: «Если кому-то из очередников не хватит места в Москве, то мы вас обязательно переселим за кольцевую дорогу».

Интересно, что об этом знают во всех верхах, но никто не подал в прокуратуру ни одной бумаги. Все это - дело будущих следствий.

Сейчас на борьбу с коррупцией распространяется советский опыт. Раньше милиция занималась всеми уголовными делами до уровня райкома партии. Дальше - КГБ, а там либо «особо секретно», либо под сукно или вообще вплоть до уничтожения свидетелей.