Чеченский спецназ вошел в Абхазию и Южную Осетию

На модерации Отложенный Военнослужащие чеченских батальонов специального назначения «Запад» и «Восток» 42-й мотострелковой дивизии Минобороны переброшены в Южную Осетию и Абхазию. Об этом в интервью одному из интернет-изданий сообщил бывший командир батальона «Запад», а ныне заместитель военкома Чечни Герой России Саид-Магомед Какиев, пишет в среду «Независимая газета».

Сообщения о присутствии чеченского спецназа в составе миротворческих контингентов, несущих службу в Южной Осетии и Абхазии, стали появляться после того, как Международный олимпийский комитет утвердил Сочи местом проведения зимних Олимпийских игр в 2012 году. Однако до сих пор эта информация категорически опровергалась российскими военачальниками.

Между тем, по словам Саид-Магомеда Какиева, «часть батальона «Запад» находится в зоне грузино-абхазского конфликта, часть проходит подготовку к выполнению миротворческой миссии, часть занята на операциях в Чечне». Что касается батальона «Восток», то, по словам его командира Сулима Ямадаева, бойцы этого подразделения действуют в Южной Осетии.

По мнению бывшего заместителя командующего Группой российских войск в Закавказье генерал-лейтенанта Юрия Неткачева, чеченцев направили в Абхазию, «чтобы нейтрализовать возможные боевые действия со стороны Грузии, направленные на срыв Олимпиады в Сочи». Отметим, что ранее власти Абхазии не раз заявляли на том, что цель Грузии – срыв сочинских Игр.

Косвенно это подтверждает и сам Какиев, в частности, утверждая, что силы батальона «Запад» находятся на направлении возможного главного удара со стороны Грузии: «Мы выдержим. Чеченцы не боятся потерь и готовы умереть, но выполнить боевую задачу».

В батальон «Запад», который подчиняется исключительно Генштабу ВС РФ, категорически не допускаются бывшие сторонники сепаратистского движения в Чечне, отмечает издание.

Как рассказал участник миротворческих миссий ООН в Анголе полковник запаса Вячеслав Патенко, по международным правилам, в Коллективных силах по поддержанию мира (КСПМ) в зонах конфликтов не должно быть боевых подразделений, тем более спецназа.

По мнению Патенко, информация Какиева сильно преувеличена.

Практически аналогичное заявление сделал для газеты и помощник главкома Сухопутных войск ВС РФ полковник Игорь Конашенков. По его словам, «подразделений спецназа, в том числе и из чеченского батальона «Запад», ни в Абхазии, ни в Южной Осетии нет». Однако он не исключил, что в составе миротворческих батальонов могут находиться военнослужащие-чеченцы, в том числе проходившие, возможно, службу в составе 42-й мотострелковой дивизии: «В РФ действует экстерриториальный принцип комплектования войск. И в состав миротворческих подразделений набирают военнослужащих из различных регионов и различных национальностей – русских, кабардинцев, ингушей, чеченцев…»

Впрочем, генерал-лейтенант Юрий Неткачев, который в 1998-2001 годах готовил подразделения специального назначения для охраны тогдашнего лидера Аджарии Аслана Абашидзе, считает вполне достоверной информацию Какиева: «Легенда у спецназовцев может быть любая – миротворцы, инженеры, саперы, наблюдатели… Никто в Минобороны или МИД РФ официально не подтвердит их присутствие в составе КСПМ. Но если они есть в наших группировках в Абхазии и Южной Осетии, то это правильно. Именно чеченские боевые подразделения сыграли решающую роль в разгроме грузинских войск в Абхазии в 1993 году. У них есть колоссальный боевой дух и опыт. И, конечно, Генштаб этот опыт и дух должен использовать в регионах, где у России есть свои геополитические интересы».

Справка «НГ»

В 1992-1993 годах чеченским «Исламским батальоном» в Абхазии руководил Шамиль Басаев. Он даже был заместителем министра обороны Абхазии. «Исламский батальон», прославившийся своими зверствами, противостоял грузинским войскам и ополченцам.

В 1996 году Генпрокуратура Грузии выдала санкцию на арест Басаева по обвинению в «действиях, направленных против грузинского государства на территории Абхазской автономной республики».