Узники ПИФов: как покупать на падении

На модерации Отложенный Представители управляющих компаний настойчиво уверяют: обвал фондового рынка хороший момент для того, чтобы стать частным инвестором, купив себе "немного ПИФа". Но так ли перспективны эти вложения, как убеждают игроки? И насколько уверенно могут чувствовать себя те, кто, ориентируясь на чужие аналитические справки, пытается пустить в рост свои деньги?

"Покупай на минимумах, продавай на максимумах" - гласит классическая поговорка игроков на фондовом рынке. Правда, здесь есть небольшое "но": никто с достаточной долей вероятности не может сказать, когда же наступит тот момент, в который точно нужно продавать или покупать. "Завтра доллар либо вырастет, либо упадет" - письмо с таким заголовком пришло однажды по электронной почте автору этих строк из одной очень известной и уважаемой инвестиционной компании. Действительно, тогда все зависело от шагов монетарных властей США и данных статистики по американской экономике, которые должны были выйти вечером того дня. Если в России, к слову об использовании инсайдерской информации, такие новости начинают отыгрываться заранее теми, кто по какой-либо причине получил доступ к информации раньше остальных, то в США подобное практически невозможно. Там использование такой информации грозит фигурантам не только огромными штрафами, но и длительными сроками тюремного заключения. Отсюда следует, что аналитики, дающие прогноз, лишь приблизительно представляют себе дальнейший ход событий. Но опять же если не брать в расчет инсайд (коль скоро речь идет о российском рынке).

ИГРА ЧУЖИМИ ДЕНЬГАМИ

"Данные этого аналитического обзора не должны рассматриваться получателем как руководство к действию. Все инвестиционные решения игрок должен принимать самостоятельно" - примерно такой аннотацией сопровождают рассылку своих рекомендаций инвесткомпании. Безусловно, каждый инвестор сам отвечает за последствия своих действий. Однако есть такие игроки, которые, как это ни странно на первый взгляд, практически никакой ответственности не несут и в точности выполняют то, что им рекомендуют аналитики.

Речь идет об управляющих компаниях, которые инвестируют средства ПИФов. Свои проценты за управление средствами они получат всегда, вне зависимости от того, заработал ПИФ 100% годовых или оказался "в минусе". Варьироваться может лишь размер "бонуса". А проигравшими в конечном итоге оказываются лишь клиенты.

Конечно, представители управляющих компаний резонно замечают, что из того фонда, который демонстрирует меньшую доходность, чем остальные, начнут уходить клиенты, потерявшие деньги или недополучившие ожидаемую прибыль. Но это очевидно лишь в условиях растущего рынка. Если же рынокпадает, как в нынешнем январе, в минусе оказывается большинство управляющих компаний. И у их клиентов есть лишь два выхода: переждать обвал, продолжая платить за управление своими средствами, либо забратьденьги из ПИФа и отнести их, например, в банк. Примечательно, что именно в моменты обвала управляющие компании наиболее активно начинают "зазывать" новых клиентов, обещая, что рынок непременно вырастет и держатель пая получит хорошую прибыль, которая многократно превзойдет доходность депозитов.

ИДЕЯ, КОТОРАЯ НЕ СРАБОТАЛА

Основной "инвестиционной идеей" 2007 года начальник отдела рыночного анализа Собинбанка Александр Разуваев весь прошлый год называл акции "Роснефти". Посмотрим на доходность инвестиций в этот инструмент.

В конце 2006-го они стоили около 240 рублей за акцию (ММВБ). Затем в течение года бумаги трижды опускались к цене, по которой были реализованы в ходе "народного IPO" в 2006 году (около 200 рублей). А в январе 2008-го цена и вовсе упала до исторического минимума - 175 рублей. При этом котировки этой акции лишь однажды в 2007 году приблизились к тому уровню, на котором они находились в конце 2006-го. В результате доходность акций "Роснефти" за период с декабря 2006 по третью декаду января 2008 года составила -27%. "ЛУКОЙЛ", которому прочили новые исторические максимумы и скорое преодоление отметки в 3 тыс. рублей за акцию, потеряла за этот период также чуть более 25%. Список несбывшихся прогнозов аналитиков можно продолжать довольно долго.

Конечно, во всем виновата конъюнктура мировых финансовых рынков, парируют эксперты.

Но ведь вкладывать деньги в акции "Роснефти", "ЛУКОЙЛа" и других эмитентов советовали именно аналитики. Например, одна управляющая компания (не будем ее называть, так как таких "управленцев" на рынке достаточно много) сформировала портфель банковского фонда по большей части из акций ВТБ, хотя на рынке есть бумаги и Сбербанка, и Банка Москвы, и многих других. Но управляющие посчитали, что покупка ценных бумаг ВТБ станет наиболее удачной инвестицией. Напомним, что акции банка с момента размещения по 30 января подешевели более чем на 25%. Иными словами, УК переложили риски своих решений на пайщиков, которые в конечном итоге понесли убытки. То же самое можно сказать и о "нефтяных" фондах, которые сделали упор на инвестирование в акции "Сургутнефтегаза", а его бумаги за год подешевели примерно на 35%.

ЖУРАВЛЬ В ОБЛАКАХ

"В сложившейся ситуации (обвала рынка. -"BusinessWeek Россия") вполне возможно, что некоторые пайщики, преимущественно "новички" на фондовом рынке, переведут свои сбережения из ПИФов на депозиты. Однако мы не ожидаем массового оттока средств, - говорит Мария Плоткина, начальник отдела розничных продаж УК БКС. - Инвесторы, у которых уже есть опыт работы с ПИФами, прекрасно знают, что на длительных промежутках времени ПИФы могут показать доходность, перекрывающую проценты по банковским вкладам". Здесь ключевое слово "могут", но никак не "должны". Тем не менее Мария Плоткина, как и многие другие опрошенные "BusinessWeek Россия" представители управляющих компаний, полагает, что "опытные" пайщики, скорее всего, воспримут текущее снижение как повод для покупки подешевевших паев. "Несмотря на относительную молодость российского сегмента коллективных инвестиций, уже сформировалось определенное количество пайщиков, которые знают, что падение не может быть вечным. Такие инвесторы не предпринимают активных действий в период падения рынка, понимая, что рано или поздно падение прекратится и развернется в повышательную фазу", - полагает Алексей Панов, начальник отдела развития паевых инвестиционных фондов компании "НМ- Траст". Именно "на дне" он и советует покупать паи. О том, какова вероятность нащупать это самое "дно", мы уже писали выше. Но есть и другая проблема: многие управляющие выводят средства из ПИФов, а также перечисляют их на приобретение паев не точно в день посещения клиентом офиса компании. На продажу паев может отводиться до четырех дней, и совсем не обязательно, что паи будут проданы в тот момент, когда их цена будет максимальной.

ОТ ДОХОДНОСТИ К СТАБИЛЬНОСТИ

Российский рынок коллективных инвестиций по сравнению с западным находится еще на начальном этапе развития (массовый прток клиентов в ПИФы начался лишь пару лет назад), который характеризуется стремлением накопить первоначальный капитал. Причем зачастую в выборе средств некоторые УК не стесняются. Есть компании, которые в наименьшей степени можно назвать "клиентоориентированными". Они берут достаточно высокие проценты за услуги, но при этом не обеспечивают должного уровня дохода своим пайщикам. Другие всеми силами стремятся занять значительную долю рынка, привлекая обещаниями удвоения капитала за год. А третьи (о них "BusinessWeek Россия" писал в №45 от 3 декабря 2007 года) ориентируются исключительно на премиум-сегмент. Пока места хватает всем, но со временем ситуация изменится. Как и в других отраслях, выживут лишь профессиональные организации, которые ставят во главу угла не сиюминутное получение высокой прибыли при крайне высоком уровне риска (хотя и эта ниша не останется свободной), а те, кто сможет обеспечить своим клиентам адекватный рыночным показателям уровень доходности при невысоких рисках и издержках. "Инвесторы с неохотой, но постепенно все-таки меняют высокую доходность (и, соответственно, высокие риски) на низкий, но стабильный доход", - признает Дмитрий Пушкарев, начальник аналитической службы ИК ITinvest.