Есть ли будущее у «Союза правых сил»?

На модерации Отложенный Как выступит «Союз правых сил» на предстоящих выборах в Государственную думу, остается пусть и не самой первостепенной, но очевидной загадкой нынешнего избирательного цикла. За успех этой партии говорит отличное выступление на региональных выборах в марте нынешнего года, когда она сумела преодолеть семипроцентный барьер в достаточно большом числе регионов. Против -- низкий рейтинг на общефедеральном уровне, который фиксируют социологические опросы и непрекращающиеся разборки в высшем руководстве партии.

Партию сильно подкосила неудача на думских выборах 2003 года, когда СПС имела хорошие шансы преодолеть пятипроцентный барьер, но совсем немного до него не дотянула. Базовый электорат СПС -- это люди успеха, привыкшие добиваться поставленных целей, -- не смог простить своей партии поражения. Часть этого электората, несколько меньшая, ушла в радикальную оппозицию режиму Путина, составив компанию "Яблоку" и "Другой России", другая, большая, растворилась в безразмерной "Единой России", партии, обладающей сильным и влиятельным правым крылом.

Впрочем, отсутствие в нынешней Государственной думе правых воспринималось всеми, в том числе и Кремлем, как некий существенный изъян, нарушающий принцип равного представительства в законодательной власти разнообразных идейно-политических течений. Однако попытки сформировать вменяемый правый проект, способный стать удобным партнером власти, так ни к чему и не привели.

Весьма велика вероятность того, что и следующий состав Государственной думы будет работать без правых. По последним данным опросов, СПС вряд ли что-то светит на предстоящих выборах. Доля людей, готовых отдать голос за эту партию, остается в пределах 1,5--2%. Если сравнить нынешний небольшой круг сторонников СПС с тем, что имела эта партия в зените своего успеха, когда обладала своей фракцией в прошлой Государственной думе, он на первый взгляд изменился не слишком сильно. По-прежнему это молодежь, жители крупных городов, научно-техническая интеллигенция, граждане с уровнем материального достатка выше среднего. С другой стороны, за годы кризиса электорат СПС стал еще моложе, сегодня его ядром являются не те, кому 25--35 лет, а молодежь студенческого возраста. И это не случайно -- именно молодежь, до конца не прошедшая процесс своей социализации, готова голосовать за партию, не имеющую реальных политических перспектив. Люди постарше, добившиеся уже определенного жизненного успеха, обзаведшиеся социальными связями, предпочитают голосовать за "Единую Россию" -- партию солидную, влиятельную, вполне под стать их нынешнему социальному статусу.

Кризис в либеральном лагере имеет две важные причины. С одной стороны, либеральная, правая идеология сегодня пользуется весьма ограниченным спросом в обществе. Наши граждане с неудовольствием вспоминают 90-е годы прошлого века, когда эта идеология имела статус правящей. Ниша либералов съежилась до уровня 8--10%. С другой стороны, не находится и той политической силы, которая могла бы взять эти 8--10%: уж слишком разношерстные и по своим взглядам, и по амбициям лидеров сегодняшние российские либералы. Сегодня говорить о либеральной идеологии как некоем целостном идеологическом и политическом феномене, невозможно. Бывшее демократическое движение, в котором либералы составляли самый боевой отряд, распалось на множество незначительных и враждующих между собой группировок, которые борются скорее за политическое выживание, чем за власть.

Принято считать, что неформальным лидером СПС является Анатолий Чубайс, знаковая фигура для российской политики эпохи 90-х годов.
Имея ограниченное число своих приверженцев и значительно большее число недоброжелателей, Анатолий Чубайс как бы символизирует преемственность между нынешним СПС и его политическими предшественниками, в первую очередь "Демократическим выбором России", претендентом на роль партии власти еще в эпоху Ельцина и Гайдара. Занимая ответственный пост в структуре исполнительной власти в качестве главы РАО "ЕЭС", г-н Чубайс как может сдерживает поползновения значительной части руководства СПС занять более жесткую оппозиционную линию в отношении правящего курса. Именно его влиянием объясняют аналитики недавние чистки, коснувшиеся в том числе и московской организации СПС.

Фактически СПС ради хороших отношений с Кремлем пожертвовал идеями демократии, свободы слова, свободы политической жизни. С другой стороны, не может не обращать на себя внимание и левый, точнее, левопопулистский крен партии, наметившийся в последний год. Со страниц листовок и брошюр СПС обещает повысить в разы пенсии и пособия, опередив по масштабам обещаний даже такие левые партии, как КПРФ или "Справедливую Россию". Эти новые веяния принято связывать с именами нынешнего официального лидера СПС Никиты Белых и политтехнолога Антона Бакова. Освобождаясь от оппозиционеров-демократов, пытаясь завербовать новых сторонников в лице пенсионеров, нынешний СПС явно начал терять свою идентичность, его образ в массовом восприятии становится все более размытым и неопределенным. Потеряв изрядную долю традиционных сторонников, он не смог пополнить ядро своего электората новыми социальными группами. Пенсионеры, проголосовавшие за список СПС в своей области, не узнают список этой партии в бюллетене для голосования на выборах Государственной думы.

Подобная неопределенность имиджа может объяснить ту непонятную для многих наблюдателей ситуацию, когда СПС уверенно набирает очки в регионах за счет левой риторики и привлечения в свои списки известных и знаковых фигур местного масштаба, но одновременно проявляет полную беспомощность на уровне общефедеральной политики. Да и нынешней студенческой молодежи, сохраняющей наибольшую верность СПС, нужна более современная, динамичная партия, которая не тянула бы нас в воспоминания о свершениях и провалах либералов 10--15 лет назад, а реально смогла бы взять на себя представительство интересов наиболее продвинутой части общества, людей успеха, людей, которым важна не прибавка к пенсии, а собственный бизнес, деловые успехи и достижения, высокая конкурентоспособность в России и во внешнем мире. Но это уже должна быть совсем другая партия, которая сдаст в утиль идеи доктринального либерализма, у которых в современной России нет серьезных перспектив. Идеи свободы, личной и экономической, сегодня тесно завязаны на идеях патриотизма, общей ответственности, ценности государства.

Конечно, современный россиянин, особенно молодой, сам себе хозяин, по крайней мере стремится быть таковым. И уже в силу этого либерал по жизни. Вероятно, зона либерализма со временем может расшириться за счет большего признания со стороны общества ценности человеческой жизни и каждого отдельного человеческого «я». Однако в качестве магистральной тенденции, противостоящей либерализму, общество пытается нащупать внутренние скрепы, определяющие его целостность и общую идентичность и способные превратить набор разрозненных индивидов в дееспособную нацию. Эти скрепы, на наш взгляд, невозможно обрести в рамках сугубо либеральных воззрений на общество и мир, которые, правда, все более невнятно продолжает отстаивать СПС.