Цены будут расти несмотря на соглашение об их «замораживании»

На модерации Отложенный

Соглашение между крупнейшими производителями и ритейлерами о замораживании цен на отдельные виды продуктов питания подписано в среду в Москве. Речь в нем идет о продуктах первой необходимости: молоке, хлебе, сахаре, подсолнечном масле. Цены заморожены задним числом – с 15 октября. Гарантами исполнения соглашения выступают госструктуры – ФАС, МЭРТ и Минсельхоз. Достигнутые договоренности должны стабилизировать цены в период думской предвыборной кампании – до начала февраля 2008 года. Далее никто ничего не может гарантировать – цены должны резко подскочить, поскольку производителям как-то надо будет компенсировать издержки за оговоренный период.

Операция «Заморозка» началась некоторое время назад в Госдуме России. Инициатором думского обращения к премьер-министру Виктору Зубкову, в котором указывается на необходимость принять срочные меры по ограничению роста цен на продовольственные товары, выступила «Единая Россия». Оно и понятно – рост цен, который по определению должен сопровождаться недовольством электората, на руку непосредственным конкурентам партии власти. А столь ловкий ее ход выбил у оппонентов едва ли не последний козырь.

Впрочем, за отсутствие роста социальной напряженности в обществе перед голосованием избирателю фактически предложено заплатить из своего кармана. «Очень странно, что действие соглашения заканчивается в феврале, а не в апреле – мае, – заявил РБК daily президент компании экспертного консультирования «Неокон» Махаил Хазин. – Тем более что рост цен все равно не удастся остановить никакими способами даже в оговоренный период». По его мнению, соглашение коснется лишь крупных торговых сетей, а мелкие торговые точки будут отпускать продукты по тем ценам, по которым им будет выгодно.

Соответственно, вся абсурдность ситуации станет ясна уже через неделю. А в конце срока действия соглашения цены уже повсеместно уйдут на новый виток.

Главный либерал действующего правительства вице-премьер Алексей Кудрин перед самым подписанием договора публично попытался несколько смягчить ситуацию, заметив, что речь должна идти не о замораживании цен, поскольку это не рыночная мера, а о сглаживании их роста. Между тем зарубежные издания The Financial Times и Die Welt указывают на то, что многие западные компании фактически были принуждены к подписанию соглашения о замораживании цен – у власти есть действенные рычаги влияния на них.

Проверки Роспотребнадзора, которым в случае отказа производители наверняка были бы подвергнуты, им не нужны: европейские молочники не горят желанием разделить судьбу молдавских виноделов. Да и получить обвинение в сговоре от ФАС, натравленной сверху, тоже никто не хочет. Европейские СМИ считают, что нынешнее российское правительство пытается вернуться к госконтролю за экономикой, характерному для советских времен. По данным «Левада-центра», около 47% россиян считают смешанную планово-рыночную экономическую модель оптимальной для нашей страны, а около 24% уверены, что плановой экономике в нынешней ситуации нет альтернативы. При таких настроениях в обществе у фактически правящей «Единой России» в контексте парламентских выборов поводов для беспокойства возникать больше не должно. Но ей стоит побеспокоиться о другом – как бы не стать банкротом уже в конце грядущей зимы, когда страна будет готовиться выбрать президента.