Китайский автопром убедил русских, что уже научился делать автомобили

На модерации Отложенный Тросик газа, оторвавшийся на 547-м км. Реле бензонасоса, сгнившее На 100-м км. «Новую машину вело вправо: криво прикручена задняя балка!», «треснула ручка со стороны водителя. Антенна не работала изначально…», «нет запчастей. Сказали ждать от двух недель до полугода» — На сайте Chinamobil.ru, где общаются владельцы китайских автомобилей, таких отзывов сотни. А машины все равно расхватывают как горячие пирожки."Всего два года назад китайский автопром в России был представлен несколькими моделями со штучными продажами. Эксперты гадали, что это — каприз рынка или зарождающаяся тенденция? Cейчас Россия — крупнейший в мире импортер китайских автомобилей, предприятия по их сборке открываются одно за другим, бренд Chery занимает 12-е место в списке самых продаваемых иномарок — между Honda и Mazda. Российские покупатели богатеют, автокредитование развивается, средняя цена нового автомобиля давно перевалила за $10 000, «Жигули» теряют рынок. Что же заставляет покупателей снова вернуться к автомобилям, у которых сомнительное качество компенсируется разве что смешными ценами?

У Китая свои масштабы. Машины собирает несколько сотен производителей, выпуск растет на миллион машин ежегодно, и полутора миллиардов самих китайцев уже несколько лет не хватает, чтобы все это купить. В 2001 г. первые китайские машины отправились за рубеж. Представлять страну в мире партия и правительство поручили фирме Chery, за несколько лет до того созданной пятью государственными инвестфондами провинции Аньхой. За первопроходцем потянулись остальные китайцы, а Chery за шесть лет ухитрилась закрепиться в 50 странах. Хорошая цифра для отчета о проделанной работе.
И почти бессмысленная, если знаешь названия стран. В Европе китайцев, можно считать, нет: за последние два года лишь фирма ZX, по данным исследовательской компании Jato, сумела продать 20 джипов в Германии и 28 в Греции. В Африке получше: Chery обзавелась дилерами в Нигерии, на Маврикии и даже на островах Зеленого мыса. Но в ЮАР, самой автомобилизированной африканской стране, китайцев нет. В Латинской Америке похожая ситуация: представительства в Гондурасе, на Кубе и Ямайке. Но не в Бразилии.

Вот в такую компанию и попала Россия, когда в 2005 г. сюда приехали первые товарные партии китайских машин. Выделиться на таком фоне несложно: в прошлом году Китай выпустил 7 280 000 машин, а экспортировал всего 126 000 легковушек на $937 млн. Больше трети этой суммы пришлось на нашу страну. «Россия — наш главный автомобильный импортер», — радуется генсек Китайской ассоциации автомобильных производителей (CAAM) Дон Ян. Еще бы: в другие страны с более-менее развитым авторынком китайцам пока просто не пробиться.

Мировые автоконцерны не любят спешить: даже Ford, первым среди всех еще в 2002 г. начавший строить завод в Ленобласти, до сих пор не довел объема производства даже до 100 000 в год. VW, одно время ходивший в лидерах российского рынка, столько тянул с выбором российской площадки, что скатился на 14-е место. Китайцы, которые не боятся потерять свой автомобильный престиж просто потому, что его нет, работают иначе. Нет, они не рискуют: китайские автомобильные инвестиции в Россию составляют пока $0. Зато используют любую возможность сэкономить и любую лазейку, не боятся неудач и в отличие от того же АвтоВАЗа учатся на своих ошибках.