Мусульманские авто получили бешеную популярность

На модерации Отложенный

Иранский автопром в лице компании “Автодруг” вышел на российский рынок два года назад. Поначалу все шло хорошо: множество публикаций, успешные крэш-тесты, правда, все время был небольшой дефицит самих автомобилей Iran Khodro Samand. В прошлом году на международном Московском автосалоне иранцы, помимо уже известного россиянам автомобиля Samand, выставили новую модель Soren, которая показалась весьма интересной. Туда же россияне привезли руководство республики Иран, которое заверило общественность в намерениях долгосрочного сотрудничества с компанией “Автодруг”, являющейся эксклюзивным дистрибьютором иранской автомобильной компании Iran Khodro. Однако с прошлого года позиции IKCO в России не улучшились.

В этом году Iran Khodro и его дистрибьютор занимают гораздо менее активную позицию. Так, в списке участников МИМС-2008 иранцев нет. Продажи иранских “скакунов” резко затормозились, основная причина – дефицит поставок. За последние полгода было продано всего 1300 автомобилей Samand, что составило снижение продаж на 40% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года (2218 автомобилей). Правда, к концу 2008 года здесь собираются продать 5 тысяч автмобилей, то есть хотят попробовать удержаться хотя бы на уровне прошлого года (всего в 2007 году было продано 5260 автомобилей). Особые надежды дистрибьютор возлагает на модель Soren, представленную еще в прошлом году, чьи продажи должны начаться лишь в этом сентябре. Но все равно, распродать такие объемы за полгода для иранцев может быть проблематично: информации по модели Soren очень мало, массовому потребителю про нее почти ничего не известно.

Между тем дилерская сеть в течение года тоже не развивалась и не только не приросла ни одной компанией, а, напротив, сократилась. Некоторые дилеры сами отказались от сотрудничества с IKCO, например компания “Айко-Восток”, где заявили, что у них “вал других машин”. Генеральный директор компании “Автодруг” Халим Билалов склонен считать, что итоги для его компании в этом году “будут неинтересные”. “Все эти полгода мы боролись за то, чтобы дилеры получали достаточное количество машин, – говорит Х. Билалов. – То, что мы не развивали дилерскую сеть, – это мы признаем”. Возникшие проблемы с поставками г-н Билалов объясняет внутренним дефицитом автомобилей в Иране, вследствие чего поставки сокращаются не только в Россию, но и во все остальные страны.

Ситуацию подтверждают и российские дилеры. “Машина очень популярна в Иране, я неделю назад там был и видел своими глазами, как люди стоят за машинами в очереди, – комментирует директор автосалона “Интей” (г.

Санкт-Петербург) Алексей Румянцев. – Завод работает каждый день и выпускает по 600 тыс. автомобилей в год, и все равно этого объема не хватает”.

Помимо внутреннего дефицита в Иране и перебоев с поставками как таковыми, есть еще одна существенная причина, подкосившая позиции марки на российском рынке: это несоответствие большинства комплектаций экологическим нормам “Евро-3”. Если изначально в Россию поставлялись автомобили Samand четырех типов, а именно: Samand EL, Samand Norma, Samand LX с двигателем 1,8 л мощностью 100 л.с. и Samand TU5 с двигателем 1,6 л мощностью 110 л.с., то сегодня осталась только одна, топовая комплектация, отвечающая нормам “Евро-3”, – это Samand TU5. Изначально она стоила 405 тыс. рублей (17 тыс. долларов), но сейчас дистрибьютор сбил и эту цену до 380 тысяч рублей (16,5 тыс. долларов).

Впрочем, дилеры, которые решили переждать ситуацию, не очень нервничают и считают заявленные на конец года объемы в 5 тыс. автомобилей вполне адекватными. “Если нам выгрузят, мы продадим”, – говорит А. Румянцев. По словам эксперта, в прошлом году основной объем автомобилей также поступил осенью, после чего быстро был распродан. Основные надежды здесь также возлагают на модель Soren, которую иранцы обещали поставить в сентябре, однако как все будет на самом деле, загадывать продавцы не хотят, отмечая, что многое будет зависеть и от рекламной политики. “Конечно, пока информации об автомобиле не хватает, – говорит А. Румянцев. – Он не очень современного вида, но это большой, надежный автомобиль, идеальный для такси или организаций, для которых внешний вид не первостепенен”.

В "Автодруге" рассчитывают, что в ближайшее время ситуация с поставками наладится. “Я уверен, что уже в следующем году позиции марки серьезно изменятся”, – говорит Х. Билалов. Особые надежды здесь возлагают на белорусский завод по производству Samand, заложенный в этом году, который должен начать работу в 2010 году. При мощности в 60 тыс. автомобилей в год половина машин будет предназначена для России. В следующем году “Автодруг” планирует привезти на МИМС-2009 очередные новинки, в частности новую “бюджетную” модель B-класса стоимостью около 300 тыс. рублей (13 тыс. долларов). Таким образом, через пару лет позиции IKCO могут действительно улучшиться и стабилизироваться.