Что за игру ведут Владимир Потанин и Алишер Усманов против Олега Дерипаски

На модерации Отложенный "В теории игр — в той ее части, что сводится к максимизации выгоды отдельных игроков, которым наплевать на проблемы партнеров, — есть такая «дилемма заключенного». Суть ее проста. Двух преступников, ограбивших банк, допрашивают по отдельности. Обоим нет никакого резона сознаваться, тогда оба не сядут. Но каждый заботится только о себе и мыслит так: «Допустим, я промолчу. Но если мой напарник сознается, то я проиграю. А если я сознаюсь первым, то выиграю». В результате, ведя себя вроде бы рационально, оба приходят к наихудшему решению, сдавая друг друга с потрохами.

До смешного похожая ситуация складывается вокруг компании «Норильский никель». На прошлой неделе владелец 29% акций «Норникеля» Владимир Потанин и глава «Металлоинвеста» Алишер Усманов объявили о новой сделке. Раньше они хотели просто объединить две компании, но теперь придумали кое-что поинтереснее. Потанин купит 25% «Металлоинвеста», а Усманов — до 10% «Норникеля». Кроме того, «Металлоинвест» проведет IPO. Странно, конечно, что они объявили об этом заранее, спровоцировав резкий рост котировок никелевого концерна. «Наверняка у Усманова уже есть какой-то пакет», — уверен аналитик ИГ «КапиталЪ» Павел Шелехов.

Третий участник игры — владелец «Русала» Олег Дерипаска, в апреле завершивший выкуп 25% плюс одна акция «Норникеля» у бывшего партнера Потанина Михаила Прохорова. «Русал» тоже предполагал объединиться с «Норникелем», чтобы создать одну из крупнейших в мире горно-металлургических компаний. Но теперь две группы акционеров — структуры Дерипаски с одной стороны и Потанин с Усмановым с другой — оказались в патовой ситуации. Как те самые заключенные: если выигрывает один, проигрывает другой. Причем очень важно, кто пойдет на уступки первым.

Теория игр гласит, что всегда найдется взаимовыгодный вариант. Потанин с Усмановым публично объявили, что направили письмо совладельцам «Русала», пригласив тех к созданию тройственного союза. Но возможен ли такой союз?

Дерипаска привык к единоначалию и всегда и везде стремился заполучить контрольный пакет. Даже к IPO собственного «Русала» он долгое время относился прохладно: зачем, мол, делиться с кем-то акциями? Впрочем, к тому, чтобы объединить «Русал» с публичным «Норникелем», он уже морально готов. В последнее время и сам Дерипаска стал публичнее: этой весной, например, он даже решился на встречу с журналистами в кафе «Пушкин». Где высказался в том духе, что для того, чтобы управлять компанией и контролировать все, что с ней происходит, вовсе не обязательно иметь мажоритарный пакет. Один знакомый бизнесмен, доверительно поделился алюминиевый магнат, управляет компанией, владея лишь 2% ее акций.

Главное — контролировать менеджмент и совет директоров.
А возможности для этого есть. «Норникель» — уникальная для нашей страны компания. Более 30% ее акций принадлежит миноритарным акционерам. Причем порядка 20% у так называемых активных акционеров — влиятельных западных фондов. На 30 июня намечено годовое собрание акционеров «Норникеля», на котором «Русал» рассчитывает провести своих представителей в совет директоров.

Для этого Дерипаске важно привлечь миноритариев на свою сторону. Поэтому, готовясь к годовому собранию, он напропалую критикует нынешний менеджмент «Норникеля» как на встречах с акционерами, так и в СМИ. У «Норникеля», мол, нет внятной стратегии развития, покупки новых активов не демонстрируют синергии и т. п. Психическая атака уже дала плоды: в прошлую среду гендиректор «Норникеля» Денис Морозов и его заместитель Тав Морган решили отказаться от мест в совете директоров в пользу независимых кандидатов.

Потанин с Усмановым вынуждены обороняться. Вместе они смогут контролировать порядка 40% акций «Норникеля». Но с Дерипаской им все равно не справиться, ведь тот сможет заблокировать любое их решение. На что же тогда делать ставку? Во-первых, на сотрудничество с госструктурами. В частности, на конкурс по освоению медного месторождения Удокан партнеры пойдут в альянсе с «Ростехнологиями».

Во-вторых, оппонентам Дерипаски тоже есть чем впечатлить миноритариев. Прежний план — присоединить непубличный «Металлоинвест» к «Норникелю» — был неоднозначен, непонятно было, выиграют ли от этого мелкие акционеры. Теперь концепция изменилась. После IPO, назначенного на осень, «Металлоинвест» получит рыночную оценку. Скорее всего, она будет высокой: конъюнктура рынка железной руды сейчас лучше, чем никеля. Ожидаемая EBITDA «Металлоинвеста» в 2008 г. — $4,5 млрд. Аналитик «Ренессанс Капитала» Юрий Власов прогнозирует, что «Металлоинвест» сможет разместиться с мультипликатором 6 EBITDA, то есть потянет на $28 млрд. «В итоге холдинг Усманова будет торговаться с 50-процентной премией по отношению к мультипликаторам для “Норникеля”», — указывает он. С использованием дорогого капитала «Металлоинвесту» будет выгоднее покупать «Норникель», а не наоборот. Можно организовать и недружественное поглощение, обойдя Дерипаску на вираже.

Миноритарии только выиграют. Citigroup уже выставила на бумаги «Норникеля» рекомендацию «покупать», назвав целевой ценой $450 за акцию (против $295 по состоянию на пятницу). С другой стороны, поскольку неясно, что в ответ предпримет Дерипаска, риски этого вложения тоже подросли. Власов из «Ренессанс Капитала» хотя и признает, что новость о сделке Потанина с Усмановым для «Норникеля» скорее позитивная, все же дает по нему рекомендацию «держать»."