Виктор Зубков ввел продразверстку. Правительство заставит продавцов снизить цены на продовольствие

На модерации Отложенный

Вчера было опубликовано постановление правительства, разрешающее до 31 января 2008 года региональным властям заключать с магазинами и производителями продуктов питания "соглашения о снижении и поддержании цен на отдельные виды социально значимого продовольствия". Федеральной антимонопольной службе поручено "проследить за соблюдением условий конкуренции", а правовой основой для этих соглашений станет статья 16 закона о конкуренции.

Однако там как раз запрещены ценовые соглашения между бизнесом и властью за исключением случаев, когда правительство дает на это разрешение. Иными словами, премьер, воспользовавшись лазейкой антимонопольного законодательства, ввел антиинфляционное чрезвычайное положение. Розничным сетям теперь следует ждать приезда чиновников, требующих снизить цены, а покупателям - дефицита. В постановлении, подписанном Зубковым, говорится о том, что соглашения между местными властями и продавцами о низких ценах заключаются на определенный срок и в письменной форме. На практике это означает, что на время президентской кампании инфляция будет остановлена административным методом.

Правительство не в первый раз прибегает к нему: в 2006-м и начале 2007 года Белый дом заставлял нефтяников остановить рост цен, однако тогда это была негласная договоренность. Нефтяники подчинились, памятуя о судьбе бизнесменов, не договорившихся с властью. В случае с производителями и продавцами продовольствия давление может быть оказано региональными властями. В условиях непрозрачных конкурсов на аренду недвижимости никто не гарантирует магазину, не подписавшему с муниципалитетом пакт о низких ценах, что срок аренды помещения, которое он занимает, будет продлен.

С другой стороны, в постановлении Зубкова говорится о том, что и продавцы могут ставить региональным властям какие-либо условия. Например, попросить снизить арендные платежи в обмен на неповышение цен на хлеб и молоко. Рекомендации по существенным условиям соглашений в ближайшее время разработает Федеральная антимонопольная служба (что также указано в постановлении правительства). А Росстат станет надзорным органом, ему поручено мониторить средние цены на социально значимые продукты питания с тем, чтобы цены, указанные в соглашениях, не превышали желаемые. "Постановление правительства - это продолжение уже наметившейся тенденции к заключению подобных соглашений. Сегодня крупные сетевики и так пытаются держать цены на определенном уровне", - напоминает руководитель департамента по связям с общественностью компании "Мосмарт" Дмитрий Льговский.

Однако между соглашениями, подписанными сетевиками, и соглашениями, которые разрешило заключать правительство, есть принципиальная разница: на этот раз о ценах договариваются не бизнесмены между собой (признак картеля), а бизнес с государством (то есть до командной экономики остался один шаг). Аналитик ИК «Финам» Владислав Кочетков считает, что "принятие данного постановления означает значительное усиление госвлияния на потребительском рынке". Впрочем, директор по маркетингу мясокомбината «Велком» Дмитрий Завражнов видит и позитивные моменты в решении Зубкова: "Я считаю, что госрегулирование цен должно быть. Если государство видит, что на рынке происходит что-то не то, то оно должно вмешиваться и регулировать". "Не забывайте, что верхняя планка торговой наценки для розницы установлена практически во всех странах мира. А у нас сети накручивают, давят на производителей, чтобы потом поставить наценку в 30%. Наш неразвитый рынок с такими накрутками не лезет ни в какие ворота", - говорит Завражнов.

Напомним, Виктор Зубков заявил, что цены нужно подрегулировать, буквально через несколько дней после назначения на пост премьер-министра. Он несколько раз (в своих командировках в Пензу, Астрахань и Самару) заходил в магазины. Однажды он даже спросил продавца, почему цены растут. Получив ответ: "Не знаю", Зубков ответил: "Вот и я не знаю". А самым ярким был выезд премьер-министра в Балашиху. Он, никого не предупреждая (включая собственную свиту), сел в машину, поехал в этот подмосковный город и зашел в магазин "Копейка", а потом на местный рынок. Зубков ходил по рядам и изучал цены (которые никто не подкручивал перед приездом высокого гостя), однако никак не мог определить, выросли они или нет. Продавщица, которую Зубков спросил о цене товара, посоветовала премьеру, которого она в лицо не узнала, пойти на кассу и там спросить. Покупательница, узнав, что на рынок приехал руководитель правительства, обратилась к нему: "Приехал наконец-то! Я сейчас тебе объясню, как прожить на пенсию в 2 тысячи рублей, когда ее поднимают на 5 копеек". Зубков ничего не смог ответить, развернулся и подошел к другой покупательнице. Но та даже не захотела с ним общаться.