В \"Единой России\" готовят амнистию для юридических лиц

"Единая Россия" вместе с объединениями предпринимателей готовит налоговую амнистию для юридических лиц. Отвечающий за связь с бизнесом член генсовета партии Владимир Груздев вчера сообщил, что детали готовящейся новации будут представлены на четвертом ежегодном конгрессе национального бизнеса в июле этого года. В правительстве о возможности проведения амнистии для предпринимателей пока рассуждать не готовы, эксперты же говорят, что без законодательных гарантий безопасности "кающимся" она вряд ли будет успешной.

О возможной налоговой амнистии для компаний Владимир Груздев и председатель "Деловой России" Борис Титов сообщили в ходе презентации акции "Пора предпринимать", которая по замыслу организаторов "должна реабилитировать бизнес в глазах россиян". Замышляемая амнистия, как пояснил господин Груздев, "установит некий срок давности, чтобы отрезать старое и чтобы человек понимал: за то, что было, например, пять лет назад, никто не придет за штрафами и пенями". Других подробностей возможной кампании прощения "грехов" видный единоросс не сообщил и вчера был недоступен для комментариев.

Борис Титов пояснил "Ъ", что готовой концепции амнистии пока не существует: "Конкретику мы планируем подготовить к четвертому конгрессу национального бизнеса, запланированному на июль этого года". По его словам, предприниматели рассматривают новацию как продолжение налоговой амнистии для граждан, прошедшей в 2007 году. "Та кампания никак не затронула юридические лица. Это несправедливо, ведь в 90-е годы предприниматели не могли работать на сто процентов честно и не разоряться. Сейчас же другая экономика, другие налоги и многие хотят перейти к прозрачным схемам",— отметил Борис Титов. По его словам, как и в случае с "физиками", амнистия для юрлиц должна быть объявлена законом. "Это должно быть полное освобождение, как от административной, так и от уголовной ответственности",— сказал глава делороссов.

Сейчас ст. 113 Налогового кодекса устанавливает трехлетний срок давности привлечения к ответственности за налоговые правонарушения (кроме экзотических случаев "активного противодействия проведению выездной налоговой проверки", когда течение срока давности приостанавливается). Однако предприниматели опасаются не столько Налогового, сколько Уголовного кодекса. Ст. 199 УК ("Уклонение от уплаты налогов и сборов с организации") предусматривает максимальное наказание в виде шести лет лишения свободы. Это относит уклонение к категории тяжких преступлений, срок давности по которым составляет десять лет. Это означает, что амнистия, если она будет объявлена, в любом случае охватит лишь конец 90-х годов, период до 1998 года лежит за пределами досягаемости правоохранителей.



Инициаторы амнистии говорят, что пока не согласовывали свой замысел с правительством и администрацией президента. Источник в правительстве подтвердил "Ъ", что у исполнительной власти пока нет позиции по возможному механизму "прощения": "Вопрос о "подведении черты" время от времени поднимается, но пока непонятно, как его можно решить". По его мнению, форма амнистии не самая удачная: "Возможно, предпочтительнее, к примеру, появление указания ФНС не проводить контрольные мероприятия в отношении компаний несырьевого сектора по уплате налогов за прошлые годы". По словам источника, амнистию возможно увязать со снижением НДС, которое должно стать приглашением предпринимателям работать вбелую.

По мнению эксперта по налогам юридической компании "Пепеляев, Гольцблат и партнеры" Вадима Зарипова, главная проблема задуманной амнистии — как сделать "раскаяние" безопасным. "Если ответ на это будет найден, акция может стать успешной. Многим предпринимателям действительно хочется избавиться от груза прошлого. В том числе и тем, кто уже отошел от дел",— отметил юрист. По его мнению, защита от преследования должна быть обеспечена законом — никаким заверениям ФНС или правоохранительных органов бизнес не поверит. Вадим Зарипов считает, что сокращать сроки давности по ст. 199 УК власти вряд ли решатся, вероятнее установление особенностей ее применения в целях амнистии. По его мнению, использование механизма, примененного в ходе амнистии для граждан (уплата декларационного платежа с предполагаемой суммы укрытых доходов), вполне возможно и для компаний. "Конечно, у компаний все будет гораздо сложнее — много видов налогов, разная база. Как вариант, можно разрешить включать декларационный платеж в текущую декларацию, например, по налогу на прибыль",— отметил он.

Отметим, что амнистию для физических лиц 2007 года, которую хочет развивать "Единая Россия", вряд ли можно назвать удачной. В целом граждане не поверили государству. Они отдали государству 3,6 млрд руб. ($150 млн), легализовав таким образом 28,2 млрд руб. ($1,1 млрд). Сумма, собранная в ходе амнистии (о проведении которой, согласно соцопросам, не знало 58% граждан), не превысила размера однодневного сбора подоходного налога в 2007 году. Впрочем, успешными амнистии все же бывают. К примеру, в Казахстане в ходе налогово-имущественной амнистии-2007, в которой участвовали как физические, так и юридические лица, была легализована значительно большая сумма — $6,7 млрд.

Источник: http://www.kommersant.ru/doc-rss.aspx?DocsID=896447

3
1471
0