Уникальная выставка Reflection открылась в киевском Центре современного искусства PinchukArtCentre

На модерации Отложенный

Центр современного искусства PinchukArtCentre открылся всего лишь год назад. Уже тогда он поразил размахом задуманного и осуществленного. А после открывшейся в октябре выставки Reflection понимаешь: голос украинского современного искусства (впрочем, не только украинского) зазвучал здесь во весь голос. И не только потому, что у PinchukArtCentre много денег, чтобы снять палаццо Пападополи на Венецианской биеннале.

Перед входом на выставку с одной стороны стоит огромная очередь посетителей. А с другой, у стеклянной витрины, – 650-килограммовая чугунная статуя работы Энтони Гормли. Отражаясь сама в себе (не сразу замечаешь, что за витриной стоит точно такая же), она и дала название всей выставке – Reflection.

«Это похоже на сон, а столкнуться со сном могут не многие…»

На выставке в коридорах и залах на четырех этажах представлены живопись, скульптура, инсталляции, фотографии, видео, созданные лучшими художниками ХХ века из Великобритании, Германии, Мексики, Польши, США, России, Украины, Японии. Все работы теперь принадлежат PinchukArtCentre.

Джефф Кунс, Энтони Гормли, Андреас Гурски, Кристиан Марклей, Такаши Мураками, Сара Моррис, Марк Квинн, Сэм Тейлор-Вуд, Петр Уклански, Габриэль Орозко, Питер Дойг, Ричард Филипс, Сергей Братков, Цаголов Василий, Арсен Савадов, Олег Тистол, Илья Чичкан и «Синие носы». И самый высокооплачиваемый художник в мире Дэмиан Херст, известный своим бриллиантовым черепом и аквариумом с акулой.

Физиология искусства

«Слепой свет» – огромная стеклянная комната-коробка с туманом-облаком

«Включите рефлексию», – говорит Виктор Пинчук. Объясняя, что все представленные работы затрагивают вечные вопросы человеческого бытия. Жизнь. Смерть. Наука. Религия. Материнство. Любовь. Бессмертие. Само искусство.

Актуальное искусство давит на органы чувств, как на педали, становится все более физиологичным. Инсталляции стараются дотронуться до тела – окружить, пронизать, «вспоткнуть». Мозг и информационное поле современного зрителя забиты настолько, что, пожалуй, это единственный выход.

Жемчужиной выставки является инсталляция британского художника Энтони Гормли «Слепой свет», которая демонстрировалась только один раз – летом этого года на персональной выставке Гормли в галерее Hayward в Лондоне. За три месяца ее посмотрели 210 тыс. человек, и говорят, таких очередей Лондон не помнит.

«Слепой свет» – огромная стеклянная комната-коробка с туманом-облаком. Когда попадаешь туда, уже на второй минуте начинает казаться, что ты взлетаешь; взлетел. Есть звуки, ощущения, но ничего не видно, даже кончика носа. Кто-то нервно хихикает, кто-то ходит только по стеночке, кто-то подбадривающе поет.

Это похоже на сон, а столкнуться со сном могут не многие.

Поэтому самую искреннюю реакцию наблюдала у пятилетнего мальчика. Восторг, безграничная вера в чудо и громкий шепот: «Мама, я могу превратиться в кого угодно, в дракона или ветер!»

В другом зале молодежь выстраивается в очередь, чтобы поиграть в пинг-понг с головой Фрейда. Играют на вылет. Фрейд всегда выигрывает. Эта инсталляция Ильи Чичкана и «Синих носов» называется «Игры разума».

За углом, в коридоре, чуть не спотыкаешься о коленопреклоненный скелет. «В ожидании Годо» Марка Квинна. А на стене, будто икона, висит фотография черепа (художник Петр Укланский). Только подойдя ближе, видишь, что это композиция из голых людей.

Есть и черная «расстрельная» комната («Перекрестный огонь» Кристиан Марклей).

С четырех стен с огромных экранов всего лишь в метре от зрителя идет нарезка от вестернов до «Матрицы». Сначала медленно заряжают, потом наводят, смотрят тебе в глаза и стреляют. Крупным планом. Стоишь посредине перестрелки и не знаешь – то ли уже умер, то ли, наоборот, бессмертный. Очень сильное чувство.

Даже те работы, которые просто висят или стоят, так же физиологичны. Двенадцать отрезанных коровьих голов с высунутыми языками в формалине, олицетворяющие двенадцать апостолов («Раковые хроники/Иисус и ученики» Дэмиан Херст). Обойти или пройти мимо невозможно. Если пойдешь по стеночке, то там столкнешься с полотнами из дохлых мух-христиан, слетевшихся на учение.

Пугают мухи и отрезанные головы? Вот вам красота из когда-то живых бабочек того же Херста.

Пострефлексия

PinchukArtCentre устроен, на мой взгляд, идеально. Кажется, что спроектированное Филиппом Чамборетто пространство способно принять в себя любую замысловатую форму, подстроиться под самую немыслимую фантазию художника. Это отличает киевский центр от, скажем, московского «Винзавода», где искусство должно вписываться и подходить.

2007 год можно назвать взрывом, прорывом актуального современного искусства в Москве. Как ответил Игорь Маркин (владелец музея Art4.ru) на вопрос, в чем секрет такого прорыва: «Собчак в Венецию на биеннале съездила, что вы! Искусство становится модным».

Искусство не просто становится модным. Киевская выставка навела еще на одну мысль. Будучи практически единственным центром на Украине, только за 10 дней работы выставка пропустила сквозь себя более 120 тыс. посетителей, отстоявших в огромной очереди.

Современное актуальное искусство сейчас – практически единственная возможность поймать собственное отражение. Именно отражение, а не стать соучастником, «сопереживателем». Как сказал режиссер Александр Вартанов, «красота и добро перестали быть общественным достоянием, став личным, интимным». Сейчас время самоопределения, рефлексии.