Стоит ли ехать на отдых в Абхазию?

На модерации Отложенный Абхазия, маленькая кавказская республика на берегу Черного моря, последнее время приковывает к себе внимание мирового сообщества. Из-за конфликта с Грузией, грозящего вот-вот перерасти в открытое противостояние, она стала козырем в большой геополитической игре. Козырем этим не прочь воспользоваться державы, претендующие на мировое или региональное господство. Между тем каждая новая вспышка в этом регионе обостряет вопрос выживания десятков, а, может быть, сотен тысяч людей. Об этом заявили участники пресс-конференции, посвященной урегулированию ситуации в Абхазии. Свою оценку происходящему там дали правозащитники - представители Московского бюро по правам человека, посетившие недавно непризнанную республику. Как заявил директор бюро Александр Брод, любые попытки урегулирования стоит предпринимать, исходя из главного - заботы о правах человека.

Ситуация с этим вопросом в республике довольно непростая. В ходе встреч с местным населением, представителями бизнеса, власти и неправительственных организаций правозащитники отметили один немаловажный момент. Все, кроме самых молодых - от простого крестьянина и до представителя элиты - помнят, чем была Абхазия во времена СССР. Помнят это и в России, и многие до сих пор по старой памяти возвращаются на некогда престижный курорт, невзирая на то, что от былого величия осталось лишь жалкое подобие. Нет, природа Абхазии по-прежнему величественна и потрясающе красива - такого не встретишь, пожалуй, ни в Турции, ни в Египте. А вот инфраструктура, да и вообще жизнь местного населения оставляет желать лучшего. В ходе грузино-абхазской войны 1992 года страна получила раны, от которых до сих пор не может оправиться. По оценкам, приведенным А.Бродом, экономический ущерб, нанесенный народному хозяйству Абхазии, составляет не менее 11 млрд долл. В Сухуми, Гаграх, Пицунде, Гудауте можно воочию увидеть следы войны: разрушенные дома с провалами окон, брошенные прежними хозяевами, поросшие травой развалины, фонарные столбы, изрешеченные пулями... Практически ничего не восстановлено, хотя с момента перемирия прошло почти 15 лет. Новой инфраструктуры очень мало. Качество жизни людей крайне низкое, большинство выживает исключительно за счет полулегальной торговли с Россией и туристов (поток которых, кстати, снизился этим летом на 30-40% из-за напряженной обстановки в регионе).

"Безусловно, люди должны возвратиться туда, где они жили до военных действий, но сейчас им вернуться некуда, потому что дома разрушены", - говорит правозащитник.

При этом у населения жива память о кровавых событиях 1992 года. Общее число жертв, включая гражданское население, составило 16-20 тыс. человек с обеих сторон, говорит А.Брод. Поэтому градус межнациональной напряженности в этой традиционно многонациональной стране высок. Как рассказал сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа, доктор юридических наук Тарас Шамба, по данным довоенной переписи, в Абхазии проживали представители 65 национальностей и народностей. "Еще "отец истории" Геродот писал о Диоскурии - нынешнем Сухуми: "Чтобы торговать здесь, надо знать 130 языков", - говорит Т.Шамба. Кавказ исторически служил передаточным звеном между Европой, Ближним Востоком, Малой и Центральной Азией и Дальним Востоком. Этот фактор и обуславливает этническое разнообразие. Сегодня же, по словам политэтнолога Александра Непрошина, господствующими в Абхазии являются четыре нации - абхазы, армяне, русские и мингрелы. Этническая принадлежность последних - вопрос спорный. Кто-то считает их грузинами, кто-то - отдельным народом. Собственно, это не так уж важно. Главное - проблем, которые могут обернуться довольно серьезными последствиями, в межнациональных отношениях хоть отбавляй. Например, из 35 членов парламента Абхазии на "неабхазов" приходится лишь несколько мест. В случае, если разговор о признании независимости республики зайдет серьезно, это может сыграть против нее. Так же, как и то, что человеку, не знающему абхазского языка, занять руководящую должность фактически невозможно, считает А.Непрошин.

Острым остается и вопрос о беженцах. План урегулирования грузино-абхазского конфликта, предложенный на прошлой неделе главой германского МИДа Франк-Вальтером Штайнмайером, предусматривает их скорейшем возвращение. Разработчики этого проекта не знакомы с историей и особенностями местного этноса, считает Т.Шамба. Тех, кого называют беженцами, по его словам, никто не выгонял - многие из них ушли сами, испугавшись мести за совершенное ими в 1992 году.

Куда они вернутся? У многих нет в Абхазии ни домов, ни работы, ни средств к существованию. Страна не обладает сегодня достаточной инфраструктурой для приема десятков тысяч человек. "Немцы говорят: надо развивать экономику, - рассуждает Т.Шамба. - Хорошо, давайте сделаем это, а потом примем всех - грузин, греков, евреев, армян. Как это, например, сделали в Израиле, куда в течение 10 лет вернулись более миллиона евреев. Вот отличный пример, когда люди не занимались политиканством, а заботились о своих гражданах", - говорит эксперт. До тех пор, пока вопрос не будет урегулирован, думать о возвращении грузин рано, уверен он.

Важен и субъективный фактор - взаимная межнациональная неприязнь. Грузины и абхазы издавна жили бок о бок, до 30% браков - смешанные. Однако кровавые события 15-летней давности еще не изгладились из памяти людей. Они слишком хорошо все помнят, и в каждой - без преувеличения - абхазской семье до сих пор хранится боевое оружие. Что называется, на всякий случай.

Если, не дай Бог, такой случай наступит, в регионе разразится еще одна большая кавказская война. Ее последствия испытают на себе не только жители близлежащих республик, но и южные регионы России. Не секрет, что сегодня на Кавказе есть силы, которым выгодно раскачивать маятник напряженности, считает сопредседатель Российского конгресса народов Кавказа (РКНК) Деньга Халидов. Это может быть направлено как против лидеров национальных республик, так и против непосредственно федерального центра, считает политолог. В этой ситуации РКНК, старающийся следовать принципам дипломатии, сделает все возможное, чтобы погасить пожар в зародыше, а еще лучше - не допустить его разжигания. "Мы не будем призывать к возобновлению добровольческого движения", - говорит он. Однако многие эксперты уверены: случись военный конфликт, в него окажутся втянутыми не только народы Кавказа - черкесы, адыги, кабардинцы и т.д., но и представители казачества. Во время грузино-абхазского противостояния именно добровольцы сыграли весомую, а то и решающую роль. Люди помогали Абхазии, подчас не получая за это ни копейки, исходя исключительно из собственного понимания справедливости. И на сей раз Грузии стоит задумываться - а начинать ли войну, зная, что воевать придется буквально "против всех"?

Очевидно, что самое главное сегодня - не допустить наихудшего сценария, уверены участники дискуссии. При помощи Евросоюза правозащитники со своей стороны будут пытаться поддерживать неправительственные организации, говорит А.Брод. Сегодня правозащитное движение в Абхазии развито слабо, и в этом направлении следует срочно начинать конкретные действия. Кроме того, вопрос о статусе Абхазии, который в предложенном Германией плане урегулирования конфликта находится на третьем месте, после соглашения о неприменении силы и возвращения грузинских беженцев, на самом деле имеет первостепенное значение. Страна, пережившая столь тяжкие времена и, несмотря ни на что, имеющая вполне развитые демократические традиции - это признают западные эксперты - заслужила право на мир. А ее граждане - право на спокойную жизнь. Оптимальным было бы признание независимости Абхазии со стороны Грузии, уверены эксперты. Но сами абхазы утверждают - им достаточно, чтобы их признала Россия, а следом уже Грузия. Параллельно необходимо заняться благоустройством страны, что поможет решить целый ряд глобальных экономических проблем.

Что же касается отдыха в Абхазии, то правозащитники, побывавшие там совсем недавно, утверждают - никаких оснований для страхов нет. В республике безопасно, отдыхающие, с которыми они разговаривали, вполне довольны. "Стреляют сегодня везде - и на Кавказе, и в Москве, и в других городах", - говорит А.Непрошин. Другое дело сервис. До той же Турции бывшим советским пансионатам, конечно, далеко, но жить вполне можно. По ценам отдых в Абхазии - один из наиболее доступных, а к отсутствию удобств наши туристы, привыкшие отдыхать с рюкзаками на родных просторах, уже приспособились. "Простого народа политические распри не касаются, так что езжайте в Абхазию смело", - советует эксперт. Особенно если без 5 звезд и all included вы обойтись готовы, а желание посетить Апсны - "страну души", как называют ее сами абхазы, велико.