Пошлины заберут половину выручки нефтяников

На модерации Отложенный

Российская экспортная пошлина на нефть с 1 августа достигнет очередного рекорда – 495 долларов за тонну. Эта цифра рассчитана исходя из средней цены российской марки Urals в Европе в 123,36375 доллара за баррель в мае-июне. Сейчас действующая ставка составляет 398,1 доллара за тонну. Она устанавливалась в расчете на 102,76 доллара за баррель (нефтяной баррель равен 158,9 кубических дециметров. – Прим. КМ.RU).

Если бы прогнозируемая цена сохранилась до конца июня, чистая прибыль экспортеров составила бы 70 долларов на тонну. Но стоимость черного золота непрерывно растет, поэтому сегодня нефтяники получают чистую прибыль примерно 200 долларов с тонны. Поэтому Минфин решил уменьшить сверхдоходы нефтяников. С 1 августа на уплату пошлины нефтяники будут расходовать примерно половину экспортной выручки нефтяников. Это терпимо.

По расчетам аналитиков, для сохранения рентабельности экспорта нефти на уровне июня (48,1 долларов за баррель) необходимо, чтобы средняя цена Urals в августе-сентябре была на уровне 146 долларов за баррель. Если же средние цены на нефть и нефтепродукты останутся в августе-сентябре на уровне июня, тогда рентабельность по нефти снизится на 28%, а по дизельному топливу и мазуту – всего на 7% и 9% соответственно. Это может повысить привлекательность экспорта готовых нефтепродуктов, а значит – сокращение предложения на внутреннем рынке.

За январь-июнь экспортная пошлина на нефть выросла на 22 доллара, а цена Urals — на 46 долларов за баррель по сравнению с тем же периодом прошлого года. Сохранение такого разрыва позитивно отразится на прибыли нефтяных компаний.

В любом случае, неприятности могут ожидать отрасль только в случае серьезного снижения цен на нефть. А предпосылок к этому пока нет. Стоимость барреля хотя и упала на 11% в течение прошлой недели, но специалисты называют это падение краткосрочным.

Сейчас ведется много дискуссий на тему: 140 долларов за баррель – что это? Спекуляции? Или нефть реально столько стоит?

Есть пессимистичная позиция: Америка вот-вот нападет на Иран, Китай многократно усилит потребление нефти, а она кончается, и добывать ее все сложнее. То есть не за горами 200 долларов за баррель, а далее – полный крах мировой экономики и горе всему живому.

Есть более оптимистичное мнение. Например, президент Института энергетической политики Владимир Милов считает, что «нытье о том, что нефть в мире кончается, я слышу уже с начала 1980-х годов.

В 1980 году, когда мировой спрос был более чем на 23 млн баррелей в день ниже (!), чем сегодня, обеспеченность мировой нефтедобычи доказанными запасами нефти составляла 29 лет. Сейчас, когда спрос вырос, – почти 42 года. Мировой спрос на нефть с 1980 года вырос на 38%, доказанные запасы нефти – на 85%. Запасы растут быстрее спроса, это очевидно». Кроме того, Милов уверен, что мировой спрос на нефть можно уменьшить и сменой образа жизни. Например, в Бразилии (в отличие от Москвы) никто не ездит на 8-цилиндровых джипах, и вообще нечасто встретишь автомобиль представительского класса. Кроме того, по данным аналитиков, предложение на рынке сегодня опережает спрос на 500 тысяч баррелей в день. Поэтому сегодняшняя ситуация – следствие «вакханалии вброса в мировую экономику потоков дешевой ликвидности, которую осуществляют ФРС США и другие центробанки в погоне за «дешевым» экономическим ростом. Дешевый рост, как много раз уже сказано, оборачивается пузырями. Как только лишние деньги исчезнут, рухнут и нефтяные фьючерсы, и продовольственные, и металлические. Не исчезнут – придется ждать индивидуального лопания пузырей, как это случилось с рынком ипотечных кредитов в США». В общем, позиция Милова в чем-то пересекается с прогнозами главы Минфина Алексея Кудрина, который утверждает, что нефть в ближайшее время упадет до 60 долларов за баррель.

Истина, как часто бывает, кроется где-то посередине. Практика показывает, что потребители неохотно уменьшают потребление нефтепродуктов. Цена на бензин растет, но москвичи как жители самого дорогого города России не спешат пересаживаться из мощных лимузинов в малолитражки или на велосипеды. Точно так же и с авиаперевозками. Все больше людей хотят летать на самолетах, и никакими ценами их не испугать. Да и добыча нефти в России действительно сокращается. Вот Росстат буквально на днях опубликовал данные, что добыча нефти и газового конденсата в январе-мае 2008 года уменьшилась на 0,2%, а объем первичной переработки нефти в мае сего года остался на уровне прошлогоднего периода.

Так что биржевые спекулянты с помощью пиара и хитрых финансовых инструментов вроде деривативов, конечно, виноваты в росте цен на нефть. Но до 200 долларов она вряд ли взлетит – это никому не нужно. Впрочем, как не стоит ждать и серьезного падения цен. 100-110 долларов за баррель устроит всех. И оптимистов, и пессимистов, и нефтяников.