«Славянский базар» завершился русским шансоном и дискотекой

На модерации Отложенный В белорусском Витебске торжественно закрылся фестиваль искусств «Славянский базар». В последний день приехали звезды русского шансона и Борис Моисеев. Эти персонажи здесь пользуются неслыханным для Москвы успехом, потому в финальной части фестиваля возникло ощущение определенного диссонанса: пока зрители активно хлопали в ладоши и заваливали кумиров цветами, корреспондента «НИ» тянуло «хлопнуть» чего-нибудь в местном баре. К счастью, местная антиалкогольная кампания участников фестиваля затронула в меньшей степени.

Как уже писали «Новые Известия», в городе Витебске на период «Славянского базара» фактически был объявлен сухой закон – с 16 часов в центр было невозможно пронести спиртное, а все магазины прекращали им торговать. Местное население разочаровано: у них украли праздник, ставший уже привычным. И дело тут не только в алкоголе. «Славянский базар» с каждым годом все сильнее отдаляется от города, в котором проходит. Если телевизионная «картинка» остается все такой же яркой и красочной, люди, традиционно съехавшиеся сюда со всей округи, вынуждены теперь не гулять по широким, освобожденным от машин улицам, а, устав от бесконечных милицейских патрулей и проверок на тротуарах, коротать ночи на вокзале. После одного из вечерне-ночных концертов корреспондент «НИ» наблюдал такую картину. Милицейский «козлик» притормозил у группы мирно гулявших витебских девушек, и выглянувший оттуда сержант произнес сакраментальную фразу: «Девушки, а не пора ли вам домой?» Девушки покорно побрели: качать права тут не принято. Местный житель Алексей рассказал мне, что за неделю до «Славянского базара», когда в стране отмечали День независимости, в 11 вечера витебчанам показали традиционный салют, после чего на центральную площадь выехал все тот же «козлик», и встроенный в него мегафон прохрипел: «Граждане, праздник окончен, расходитесь по домам». Привыкшие к послушанию белорусы, тяжело вздохнув, тут же разбрелись по троллейбусам.

Диссонанс можно было почувствовать, побывав на фестивальных мероприятиях, где дружные ряды российской эстрады – Иосиф Кобзон, Олег Газманов, Николай Басков и многие другие – пели здравицы в честь президента Белоруссии. Участникам фестиваля благодарить Александра Лукашенко есть за что – «Славянский базар» существует во многом благодаря его усилиям. Но благодарность артистов поистине не знает границ. Всех переплюнул лидер минского ансамбля «Сябры» Анатолий Ярмоленко, показав в Витебске премьеру своей новой песни о родине с припевом «Россия рядом, Литва направо, а Украина слева за рекой. Соседка Польша по курсу прямо. Мы – центр Европы, до нас подать рукой». Во-первых, скромно: если бы весь мир действительно смотрел «Славянский базар», как об этом говорится с его сцены, то в Брюсселе и Женеве явно поперхнулись бы от такого центростремительного расклада. Во-вторых, спасибо господину Ярмоленко за то, что он спел про Россию «рядом», а не как-то по-другому. Потому что, судя по новой диспозиции Белоруссии относительно Польши, Литвы и Украины, к нам она теперь стоит пятой точкой. В-третьих, песня изобилует словами в стиле советской пропаганды, что-то вроде: «И не надо нам указывать». Творение «Сябров», несомненно, войдет в анналы как один из самых откровенных «заказных» шедевров в истории эстрады.


После такой политической жатвы к концу «Славянского базара» состояние легкого недоумения проникло даже в святая святых – закулисье фестиваля. Пережидая в баре русский шансон и Борю Моисеева, корреспонденту «НИ» удалось поговорить с белорусскими представителями, скажем так, отличного от официального продюсерского цеха страны. На традиционный вопрос о том, «как у вас тут вообще», ребята, улыбнувшись, стали ощупывать столик в поисках «жучка» (будем считать, что в шутку) и, наконец, тихо сообщили: «Не дай Бог сказать чего-то лишнего». Кстати, белорусских журналистов оставили на «Славянском базаре» еще на один день: главные итоги фестиваля здесь подводит местный облисполком.

Между тем к концу «Славянского базара» в Витебск снова съехались московские творческие поп-единицы: Владимир Пресняков-младший, Сергей Лазарев, «Блестящие» и так далее. Рок-фланг тоже представила Россия – группами «Город 312» и «Токио». Впрочем, это скорее продюсерский рок – особенно касаемо последней группы. Кстати, вокалист «Токио», говоря рокерским жаргоном, «облажался», прокричав на своей первой песне: «Веселее, Минск». И если «японцы» Витебску хотя бы польстили, то кто-то из поп-дружины и вовсе сказал: «Привет, Гомель». Такие накладки для столичных музыкантов в областных центрах – не редкость, многие настолько ошалевают от гастролей, что не осознают не то что город, в котором находятся, но и страну. Довезли куда-то – и ладно.

Между тем ярче других в финальной части «Славянского базара» выглядела фактически единственная представительница Украины Руслана. Она уж точно не перепутает Витебск ни с одним другим городом. Ради «Славянки», на которой она 12 лет назад взяла гран-при, пришлось найти «окно» в плотном туре по Украине. Выступление в Витебске было анонсировано как премьера новой программы «Амазонка». Накануне концерта Руслана настраивала звук, распевалась и репетировала со своим балетом больше трех часов. В итоге получилось эффектное, красочное и дорогое шоу европейского уровня. А учитывая общительность этой девушки, не просто шоу, а ток-шоу. Руслане понесли цветы дети – как позже выяснилось, участники конкурса вокалистов для самых маленьких. Попросив девочку спеть вместе с ней, ведущая украинская певица была в полнейшем шоке от ее голоса. У вышедшего мальчика поинтересовалась, что он умеет делать, тот попросил накачанного ударника освободить место за ударной установкой и дал жару. Окончательно подвох Руслана поняла только за кулисами. Кстати, накануне днем она, вечно жаждущая общения, пригласила к себе в гримерку после концерта чуть ли не весь Витебск, в результате чего обычно либеральная пропускная система за кулисами тут же была ужесточена. Правда, во время концерта публику поднять со своих мест не удалось ни Руслане, ни участникам концерта под названием «Танцуй до утра» в ночь закрытия. Во всяком случае, к середине этой вечеринки зрители все еще предпочитали танцевать сидя. То ли алкоголя не хватило, то ли вставать в полный рост здесь считается дурным тоном.