В поджогах машин виноваты журналисты?

На модерации Отложенный

Столичное ГУВД считает СМИ провокаторами, создающими нездоровую атмосферу вокруг непрекращающихся поджогов автомобилей.

Волна автомобильных поджогов, захлестнувшая столицу с конца мая, все больше заставляет нервничать правоохранителей. Оно и неудивительно: сверху давит начальство, а вниз тянет груз общественного мнения. Вдобавок мода на автоподжоги из столицы перекинулась уже на окраины, докатившись до Урала и Сибири.

География пиромании

4 июня в Перми за ночь сгорели пять машин. В Челябинске — две машины за ту же ночь и еще одна — 6 июня. А в выходные с 12 по 15 июня в том же Челябинске пылало аж 12 автомобилей. Так же автомобили атакуют и в Екатеринбурге, Новосибирске, Красноярске.

Бесспорно, что последний писк моды – автомобильную пироманию — в значительной степени подогревают средства массовой информации. Не меньший вклад в канонизацию поджигателей вносят и простые граждане, сеющие панику в интернет-пространстве.

И журналистов, и автомобилистов можно понять: как не волноваться, когда твой кровью и потом заработанный автомобиль в буквальном смысле может сгореть синим пламенем. Под пристальным вниманием ответственных лиц в голубых рубашках.

Поэтому-то руководители столичного ГУВД не нашли ничего эффективнее, как обратиться к журналистам и попросить тех не нагнетать атмосферу. Милицейские чиновники однозначно дали понять, что немалая доля ответственности за поджоги лежит именно на СМИ. Другой посыл, который пытались донести до общества люди в погонах, заключался в подкрепленной статистическими выкладками идее, что ничего чрезвычайного в столице не происходит: машины горели всегда и сейчас, оказывается, даже слабее, чем в прошлом году. Причем горят автомобили в основном сами по себе, из-за технических неисправностей.

Однако, если первый посыл милиционеров справедлив, то остальные их речи прозвучали, как «сказка про белого бычка». Версия о том, что поджигателей подтолкнула массовая истерия, наиболее вероятна. Достаточно взглянуть на официальную хронику автомобильных пожаров.

Так, с 30 мая по сегодняшний день в столице сгорело 130 автомобилей. В четырех случаях это произошло в результате ДТП, в 73 случаях – из-за возгорания по причине технической неисправности, в 53 — из-за пресловутых поджогов. За эти дни по подозрению в поджогах было задержано 23 человека. Из них десять — несовершеннолетние, два человека являлись, как их охарактеризовал замначальника столичного уголовного розыска Андрей Федяков, «психически ненормальными», пять на момент совершения деяния находились в крайне нетрезвом состоянии.

Еще более показательны остальные случаи. Так, в ночь с 20−го на 21 июня в результате спецоперации, сопряженной со стрельбой и погоней, были задержаны двое приезжих – жители Калужской и Курской областей. Эти двое, по данным следствия, облили горючей жидкостью и подожгли на северо-востоке столицы машину «Жигули», а затем скрылись на BMW 5−й серии, но были задержаны на 80−м километре МКАД. Согласно основной версии следствия, эти явно небедные люди приехали в Москву не просто похулиганить – скорее всего, это была акция запугивания конкурента или должника, которую преступники хотели выдать за очередную выходку пироманьяка. А буквально день назад в Печатниках были задержаны двое поджигателей, угнавших машину с целью покататься, а затем решивших скрыть преступление, так же выдав свое деяние за дело рук неизвестного поджигателя.

Помимо этого, некоторые случаи поджогов могут быть, в частности, делом рук страховых аферистов, пытавшихся отвлечь внимание от своих комбинаций. Во всяком случае, милиционеры разрабатывают и такую версию.

Вышеперечисленных аргументов вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод — никакого маньяка не существует. Милицейскую статистику ведет сама милиция, и ее правдоподобность не проверишь. И если верить милицейским данным, получается, что зловещий пироманьяк – это обычные автомобилисты, сводящие счеты со своими заклятыми недругами, пытающиеся нагреть страховую компанию, скрыть другое преступление, или просто желающие прославиться таким дурацким способом.

Тем не менее, еженощно полыхающие в столичных дворах автомобили заставили чиновников шевелиться. Власти обратили внимание на проблему коррупции при прохождении техосмотров. Также начал решаться вопрос бесхозных автомобилей, превращающих столичные дворы в автомобильную свалку.

Помимо того, чрезвычайная ситуация сплотила граждан и заставила быть социально активными. «Народ стал бдительным, — отметил Вячеслав Козлов. – В дежурные части отделов постоянно звонят и информируют о подозрительных гражданах, ходящих по подъездам или вертящихся около машин». Кроме того, находящиеся в режиме постоянной боеготовности милиционеры резко повысили раскрываемость прочих преступлений, не связанных с поджогами. «В результате усиления были задержаны и квартирные воры, и угонщики, и грабители, и борсеточники, — рассказал Козлов. – И кого только не задерживала милиция за то время, пока мы работали по поджогам, мы обеспечиваем соблюдение правопорядка во всем комплексе правоохранительной деятельности».