Как ТВ учит нас жить?

На модерации Отложенный

Победоносный май 2008-го выявил некоторые противоречия в отношении представителей высших эшелонов власти к российскому телевидению. Дмитрию Медведеву оно нравится, Сергею Миронову — нет.

Дмитрия Анатольевича можно понять. Ни одно ТВ мира не способно столь искусно форматировать президентов и менять стереотипы общественного сознания. Веками страной правил один человек, но родина приказала, и электорат тотчас привык к парному бренду, будто так было всегда: Маркс и Энгельс, Дольче и Габбана, Путин и Медведев. Сергея Михайловича тоже можно понять. ТВ сделало для него меньше, чем для Медведева, оттого он смотрит на сей предмет широко открытыми глазами и видит кардинальное: экран заражен вирусом аморальности. Отважный председатель Совета Федерации опровергает Канта, ибо уверен — нравственный закон не внутри нас, а снаружи. Посему на ТВ необходима нравственная цензура, которую могут осуществить только общественные советы.

Между воззрениями государственных мужей имеется причинно-следственная связь. ТВ оттого и аморально, что участвует в интеллектуальном бартере с властью, где лояльность обменивается на вседозволенность. Именно поэтому телевизионный контент стал третьей по доходности (после нефти и газа) естественной монополией. А в данном роде бизнеса самый ходовой товар, как прозорливо заметил Миронов, четыре «С»: сенсации, скандалы, секс и смерть. Впрочем, формула нуждается в уточнении. Праматерь четырех «С» — пошлость, неистребимая, как рекламная перхоть. Пишу статью, а на экране — репортаж о выставке, где лучшие умы питерской школы (привет Миронову) являют чудеса креатива. Ксения Собчак представляет коллекцию личной обуви (около пятисот пар) и свежевыжатый сок из собственных тапочек, а Роман Трахтенберг грезит об экспозиции использованных презервативов.

Подобные примеры можно множить бесконечно, но лучше остановиться и внести еще одну коррективу в мироновскую формулу. В мае окончательно выяснилось — на рынке телеуслуг отлично продается вербальный патриотизм. Сама Катя Лель призналась: счастлива, что родилась на одной земле с Биланом. Сегодня всякий, кто не разделяет счастье Кати, смахивает на оппозиционера. В «Вестях недели» было больно смотреть на Филиппа Киркорова, которому инкриминировали: а) продюсирование украинской певицы Ани Лорак, занявшей на Евровидении второе место; б) звание народного артиста Украины, полученное им лично от Ющенко; в) зависть к Билану. Казалось, еще мгновение и «король поп-музыки» сознается: да, грешен, рыл тоннель от Лондона до Бомбея. Но нет, сумел взять себя в руки, пролепетал что-то патриотическое, с тем его и отпустили.

Безумству храбрых уже можно петь песни. Сергей Минаев вышел «К барьеру!» и бросил в лицо Иосифу Пригожину с последней прямотой: «Мы считаем патриотами тех, кто в двенадцать ночи громче кричит: «Я патриот, Россия, вперед, мы всех порвем!». Не автор романа «The Телки», а чистый Чаадаев или, будем скромнее, Солженицын. Прежде чем всех порвать, перед народом встает сложная задача — понять, кем или чем именно следует больше всего гордиться в данный момент: мощью бронетанковой техники, наводящей страх на улицах Москвы перед военным парадом? ритуалом инаугурации, чье глянцевое совершенство нарушил лишь сбившийся набочок галстук Медведева? победами «Зенита» и сборной по хоккею? будущей Универсиадой-2013 в Казани? Димой Биланом? Стоп! Конечно, Биланом. Третьестепенный песенный конкурс давно, еще со времен участия в нем Пугачевой, стал главным тестом на патриотизм.

Ее убедительный проигрыш в 1997-м обернулся мощным стимулом для роста национального самосознания. Тогда-то проклюнулась одна особенность: чем больше обновленная Россия жаждет самобытности, тем больше она хочет нравиться именно Западу. Это обстоятельство и теперь уравнивает профессиональных любителей родины — от политологов ранга Нарочницкой (известная державница возглавляет что-то шибко демократическое не в Торжке, а в Париже) до представителей высшего попсового света калибра Валерии. Ее муж Пригожин не забывает не только славить страну и ее президентов, но и сообщать об успехе жены, занявшей в британских чартах третье место (перед Мадонной!).

Одним словом, телепатриотизм — на гребне моды. Чем громче Хинштейн кричит «Славяне, вперед!», тем чаще его приглашают в эфир. Чем яростней Леонтьев с Кургиняном брызжут слюной по поводу НАТО, Америки, украинцев, грузин, эстонцев, тем вернее их репутация столпов аналитического вещания. Поскольку сегодня все процессы (от фабрики президентов до «Фабрики звезд») вполне рукотворны, хорошо бы понять смысл этой истерической любви. При советской власти чувство гордости за великую страну декларировалось как альтернатива колбасе по 2,90, французским лифчикам, Би-би-си и «Свободе». Какую же идеологическую нагрузку несет сегодня патриотизм? Думаю, никакой. Идеологию вытеснил расчет. Это русские мыслители, одержимые мессианством, не имели в виду материю — только чистый дух. Зато вторая кнопка, заявившая устами Светланы Мастерковой краеугольное: «Все, чего касается канал «Россия», обрастает золотом», вполне ведает, что творит. Рейтинги, которые дали победы футбола, хоккея и Евровидения, каналу не могли присниться даже в самом сладостном сне.

Предаваться патриотизму тоже следует с умом. Страна готова называть улицы, школы, детские дома именем Билана. Но ведь подлинный герой не средних достоинств «мальчик с Нальчика», а его продюсер Яна Рудковская. Вот уж кем действительно следует гордиться. В медийные лица даму занесло из салона красоты в актуальном городе Сочи. В мгновение ока она поменяла занятия косметологией на высокую миссию продюсера и жены Батурина, родственника Лужкова (сейчас она столь же скоропостижно с ним развелась). С ее легкой руки на MTV идет шоу «Live c Биланом» и с самой Яной (подобной чести, кроме сладкоголосого певца, удостоился только Иосиф Виссарионович в проекте «Сталин. Live»). С этого плацдарма она двинулась дальше — на Белград. Имея дефекты речи и не имея представления о том, как эта речь интонируется на ТВ, Яна стала ведущей программы «Обнаженный шоу-бизнес». Отныне всем тем, кто любит рассуждать о защите национальных интересов с помощью Димы Билана, горячо рекомендую этот формат. В последнем выпуске прозвучала новая песня Сергея Зверева: «Всем уже известно, что звезда бывает в шоке, а вы сидите у экрана на своей попе». Не исключено, что на следующем Евровидении нам придется гордиться этим чудом XXI века.

Еще один повод для гордости обнаружила новая юмористическая программа «ПрожекторПерисХилтон» (Урганта, Мартиросяна, Светлакова, Цекало поздравляю с блистательной премьерой. Такой остроумной, живой, невероятно смешной, филологически чуткой программы наше ТВ еще не знало). Здесь авторитетно сообщили: водки хватит на все лето. Россия, вперед!