Российские эксперты уверены в помиловании Ходорковского

На модерации Отложенный

Российские власти дают понять западному сообществу, что Россия — правовое государство, с прозрачной судебной системой, не отягощенной политическими рисками. И с такой обновляющейся Россией выгодно иметь дело любому инвестору. Доказательством тому послужит возможность пересмотра «дела ЮКОСа» и смягчения наказания для экс-главы этой компании Михаила Ходорковского. При условии, что он напишет прошение о помиловании. Такой подтекст усматривают эксперты в заявлении президента Дмитрия Медведева в Германии. Проблема в том, захочет ли Ходорковский, не признавший своей вины, просить о помиловании.

На совместной пресс-конференции с канцлером Германии Ангелой Меркель российский президент дал понять, что вопросы помилования Михаила Ходорковского, осужденного в 2005 году на восемь лет за налоговые преступления и мошенничество, не могут быть предметом государственных переговоров. Тем не менее экс-глава ЮКОСа может написать прошение о помиловании, и власти готовы начать необходимую судебную процедуру. По словам Медведева, такого рода процедуры должны проходить в рамках действующего закона, за них несет ответственность судебная инстанция, а в некоторых случаях глава государства. «При соблюдении этих условий можно рассматривать любое обращение любого человека», — сказал Медведев. Он отметил, что в СССР была практика принятия политических судебных решений, сегодня ситуация в России иная.

Заявление Медведева хотя и можно назвать сенсационным, тем не менее оно ничуть не противоречит сказанному ранее премьером Владимиром Путиным. 31 мая в интервью французским СМИ Путин сказал, что не видит препятствий для амнистии Ходорковского. Решение этого вопроса зависит от президента Медведева, уточнил Путин. «Если закон позволит, то к этому (амнистии) нет никаких препятствий», — заявил тогда глава правительства.

Еще один сигнал, свидетельствующий о смягчении позиции российских властей в отношении «дела ЮКОСа», был получен вчера из уст председателя совета директоров НК «Роснефть», вице-премьера Игоря Сечина. Напомним, эта компания стала владельцем активов ЮКОСа. Сечин заявил, что не исключает возможности того, что акционерам «дочек» обанкротившейся компании Михаила Ходорковского будут выплачены компенсации.

Бизнес не сомневается, что заявление Дмитрия Медведева свидетельствует о возможности досрочного освобождения экс-главы ЮКОСа. «Если Ходорковский сочтет для себя возможным просить о помиловании и тем самым автоматически признать свою вину, то власти, судя по всему, готовы сделать встречное движение», — говорит глава РСПП Александр Шохин. Он предполагает, что Медведеву будет удобнее не столько помиловать Ходорковского, сколько «начать процедуру пересмотра дела в сторону его смягчения».

Эксперты полагают, что в отличие от Владимира Путина у Медведева нет «личной эмоциональной составляющей» в «деле ЮКОСа» и нынешний президент готов выпустить Ходорковского на свободу досрочно. «Найти формулировку помилования, при которой Ходорковский не был бы назван виновным, не составит труда, прецеденты были в деле журналиста Пасько и ученого Сутягина», — говорит вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин. Он считает, что власти, выражая готовность смягчить наказание бывшему олигарху, решают прежде всего имиджевые задачи. «При таком росте цен на энергоносители у России нет проблем с привлечением западных инвесторов, тем более из Германии, поэтому Медведев решает сейчас задачу внушить Западу мысль о возвращении страны к демократическим ценностям, к более прозрачной судебной системе», — считает эксперт. «С одной стороны, такое заявление ни к чему не обязывает Медведева, но, с другой стороны, власти сами разморозили тему Ходорковского, и по­этому шансы на его досрочное освобождение растут», — соглашается гендиректор Центра политической конъюнктуры России Михаил Виноградов. По мнению эксперта Горбачев-Фонда Андрея Рябова, во властном тандеме Путин—Медведев нынешний президент пока что воспринимается Западом как более слабый игрок. «Но в этой ситуации, когда нельзя входить в конфронтацию с некоторой частью российской элиты, Медведев сделал максимум возможного как вполне грамотный политик», — считает эксперт.