The Washington Post: Если российский народ так любит Владимира Путина, почему Путин так боится народа?

На модерации Отложенный

Пропагандистская машина Владимира Путина любит изображать российского президента спокойным и уверенным человеком, который пользуется поддержкой благодарной публики, умоляющей его нарушить конституцию и остаться национальным лидером. Действительно, россиянам есть чему радоваться. Цены на нефть подскочили, экономика развивается, и прибыли начинают просачиваться за пределы Москвы и Санкт-Петербурга, попадая и в глубинку.

И все же, как совместить этот образ спокойного человека с поведением мелочного, страдающего паранойей тирана? Перечислим несколько событий, произошедших в эти выходные, за неделю до парламентских выборов: в Москве шахматный гений Гарри Каспаров, возглавивший оппозицию, был арестован в ходе мирного политического митинга и на пять суток отправлен в тюрьму. Прокремлевская молодежная группа во время мероприятия транслировала через усилители записанный на кассету гогочущий смех, пока милиция избивала демонстрантов. В Назрани Олег Орлов, глава ведущей российской правозащитной организации "Мемориал", был похищен и избит вместе с тремя тележурналистами – судя по всему, некими представителями силовых структур. Местные власти попросту отрицают факт происшедшего. Недалеко оттуда, в Дагестане, ведущий кандидат от оппозиции – Фарид Бабаев из партии "Яблоко" – и вовсе застрелен возле своего дома.

Вчера в Санкт-Петербурге кандидатов от оппозиции – бывшего вице-премьера Бориса Немцова и Никиту Белых – забрали в отделение; при разгоне петербургского митинга милиция также пустила в ход дубинки.

Почти два десятка лет законность проведения выборов в посткоммунистических странах подтверждали или отказывались подтвердить наблюдатели Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Однако 2 декабря, во время российских выборов, наблюдателей не будет – всего лишь второй раз в истории ОБСЕ, первый раз они не приехали в Албанию в 1996 году. Кремль сделал их приезд невозможным, затягивая приглашение и оформление виз и применив прочие подобные средства. Неудивительно, что, по данным недавнего опроса радио "Свободная Европа", почти две трети Россиян не верят в честный характер голосования. Менее пятой части верят, что исход выборов будет отражать волю электората.

Тот же самый опрос, однако, показывает, что большинство россиян с оптимизмом смотрит в будущее. И мы вновь возвращаемся к главной загадке: почему Путин считает, что управлять нужно с помощью цензуры и дубины?