Болезненная реформа бывшей Красной Армии

На модерации Отложенный Служба в российской армии, имеющей зловещую репутацию, сокращена с двух лет до одного года. Но теперь ее сложнее избежать

Каждую весну тысячи российских юношей начинают бояться. Тысячи родителей тоже опасаются 1 апреля. До 15 июля армия будет проводить весенний призыв, то есть попытается призвать на службу 133 тыс. юношей в возрасте от 18 до 27 лет. Этот год принес строптивым призывникам одну хорошую и одну плохую новость: срок воинской службы был сокращен с двух лет до одного года, но количество оснований для отсрочек сокращено. Еще в прошлом году Дмитрий мог бы не служить в армии. По новым правилам, это невозможно. Этот сильный 20-летний парень, одетый в футболку с изображением Эйфелевой башни, женат. "Моя жена на седьмом месяце беременности, как она справится?" Железнодорожник Дмитрий получает неплохую зарплату – 20-25 тыс. рублей в месяц (570-715 евро). "Участковый уже приходил ко мне домой и угрожал арестовать меня, если я не явлюсь в военкомат". В тот же вечер Дмитрий отправился в Комитет солдатских матерей.

Бюджет 40 млрд долларов

В маленькой двухкомнатной квартире, заваленной бумагами, Валентина Мельникова уже много лет каждую неделю проводит информационную встречу для обеспокоенных родителей и молодых людей. Эта невысокая энергичная женщина с короткими, крашенными в рыжий цвет волосами, рассказывает, как правильно сделать медицинское заключение. До настоящего времени половина призывников в Москве получали отсрочку для продолжения учебы, а каждый третий избегал армейской службы по состоянию здоровья.

Молодой железнодорожник Дмитрий беспокоится только о своем будущем ребенке: "Я не боюсь, что меня побьют", – уверяет он. Для многих матерей служба в армии – синоним насилия. Самоубийство молодого солдата на прошлой неделе стало новым поводом для беспокойства. Все россияне еще хранят в памяти трагическую историю Андрея Сычева, которому два года назад после побоев в казарме пришлось ампутировать обе ноги и половые органы. По данным фонда "Право матери", за 2006 год 3 тыс. военнослужащих погибли вне зоны боевых действий: несчастные случаи, дедовщина, самоубийства.

Сокращение срока военной службы – революция в рамках реформы армии. Владимир Путин после унижения первой чеченской войны убедился в том, что профессиональная армия более эффективна в случае конфликта, чем армия призывников.

Ежегодный бюджет на оборону с 2000 по 2008 год увеличился с 5 до 40 млрд долларов. Бывшая Красная Армия снова демонстрирует мускулы. Например, направляя стратегические бомбардировщики ТУ-95 на границы воздушного пространства Великобритании, Скандинавии, Японии и США.

Дедовщина и шантаж

Но ситуация в казармах не спешит улучшаться. Не говоря уже о насущной проблеме жилья для офицерского состава, которой новоизбранный президент Дмитрий Медведев обещал заняться. Контрактники сотнями дезертируют из армии. Ежедневно в Комитет солдатских матерей звонят и приходят дезертиры. "И призывники, и контрактники сталкиваются с одними и теми же проблемами, – резюмирует Валентина Мельникова. – Дедовщина и шантаж повсюду. Часто призывников заставляют подписывать контракт".

20-летний Саша подписал контракт после трех месяцев воинской службы, последовав примеру товарищей. В своем дагестанском подразделении он получал 12 тыс. – в два раза больше обычного. Но потом его против воли перевели в другой регион, где меньше платили, где его шантажировали, а старшие по чину избивали, тогда он несколько дней назад дезертировал и лег в психбольницу.

По официальным данным 2006 года, только 15-19% контрактников подписывают второй контракт, в российской армии серьезная нехватка профессиональных офицеров. Некоторые командиры скрывают число дезертиров, чтобы присваивать их зарплату, утверждает эксперт Александр Гольц. Для борьбы с коррупцией в армии Путин больше года назад назначил министром обороны штатского Анатолия Сердюкова, который сохранил этот пост, несмотря на то, что в сентябре премьер-министром был назначен его тесть Виктор Зубков.

"Нам нужна другая армия!" – скандировали в субботу в отдаленном от центра районе Москвы три сотни манифестантов, выступающих против службы в армии. "В России люди не верят в то, что можно изменить систему, выйдя на улицы, – с сожалением говорит юная участница демонстрации Валентина. – Они предпочитают заплатить". Именно так поступил Сергей. Сегодня он встречается с майором. Ради сына. Купить отсрочку можно примерно за 3000 долларов, это почти в три раза больше зарплаты Сергея, работающего водителем. Но за 1000 долларов, если майор окажется сговорчивым, сын Сергея будет служить в Москве. Это наименьшее из зол.