Чем грозит ликвидация негосударственного пенсионного фонда

На российском рынке впервые во внесудебном порядке приостановлена деятельность негосударственного пенсионного фонда (НПФ). Федеральная служба по финансовым рынкам (ФСФР) применила санкции к НПФ «Газавтоматика», одним из учредителей которого является «дочка» «Газпрома». Участники рынка опасаются, что даже от справедливых претензий к фондам могут пострадать их клиенты.

Причина столь жестких мер описывается на сайте ФСФР (http://www.fcsm.ru/document.asp?ob_no=114057). Среди претензий регулирующего органа – отказ сотрудников фонда допустить инспекторов ФСФР к необходимым для проверки документам.

В результате ФСФР составила четыре акта по факту противодействия в проведении проверки и направила предписание о приостановлении почти всех видов деятельности НПФ. Фонду разрешено только выплачивать пенсии по уже заключенным договорам.

Заместитель руководителя ФСФР Елена Курицына заявила в интервью газете «Коммерсантъ», что отказ в доступе к информации фонд мотивировал сменой руководства. «Они посетовали на проблемы с управлением: прежний руководитель фонда отказывается передавать дела новому директору», - пояснила госпожа Курицына. Однако эти объяснения не удовлетворили регулятора, и теперь фонду дано 20 дней на исправление ситуации. «Если фонд не начнет с нами работать, у нас будет возможность начать процедуру аннулирования лицензии», - заявила Курицына.

Данный случай стал первым прецедентом применения санкций к НПФ с момента вступления в силу в 2006 году поправок к закону «О негосударственных пенсионных фондах». Новая редакция закона позволяет ФСФР отбирать лицензию у НПФ, в том числе если фонд нарушает требования к раскрытию информации и предоставлению отчетности. При этом, в случае аннулирования лицензии, НПФ обязан в трехмесячный срок расторгнуть договоры с вкладчиками либо перевести их деньги в другой НПФ. Более того, средства фонда могут быть переданы страховым компаниям.

Участники рынка опасаются, что ФСФР, получив больше полномочий, продолжил практику приостановления деятельности фондов. По мнению экспертов, подобные претензии, что были выставлены «Газавтоматике», можно предъявить нескольким десяткам НПФ. Впрочем, в ФСФР отмечают, что сейчас первоочередная задача регулятора – очистить рынок от фондов, не предоставляющих отчетность и не соответствующих лицензионным требованиям. «Сейчас будет вестись работа именно по этим направлениям. А вот когда рынок будет очищен от таких игроков, нам станет проще следить за качеством работы других его участников», - отметила Курицына.

Однако аналитики считают, что новая редакция закона тщательно описывает легитимные возможности ФСФР, но практически не оговаривает права вкладчиков.

Напомним, что российская пенсионная система дает возможность работающим гражданам 1967 года рождения и моложе доверить накопительную часть пенсионных отчислений либо управляющей компании (УК), либо негосударственному пенсионному фонду (НПФ).

Основная задача НПФ – сбор пенсионных взносов, их прирост и выплата дополнительных негосударственных пенсий. НПФ является некоммерческой организацией и не имеет права распределять полученную прибыль между своими учредителями. Такой фонд создается, как правило, на базе крупного предприятия, которое заинтересовано в увеличении размера пенсии для своих сотрудников, готово профинансировать эти расходы, но при этом хочет контролировать деятельность финансовой организации, получившей в управление долгосрочные пенсионные ресурсы. В рамках добровольного пенсионного обеспечения клиент НПФ (его называют вкладчиком) заключает с фондом договор, согласно которому вкладчик обязуется уплачивать в фонд пенсионные взносы, а фонд накапливает эти взносы, инвестирует собранные средства, а потом за счет накопленных сумм (пенсионных резервов) выплачивает негосударственную, или дополнительную, пенсию участникам. Все средства, аккумулированные на счетах НПФ, являются собственностью фонда (в отличие от УК, где пенсионные накопления остаются во владении государством, они лишь передаются в доверительное управление). Однако учредители фонда имеют право тратить деньги исключительно на тот вид деятельности, который отражен в уставе фонда. Иными словами, весь полученный от инвестирования доход может быть направлен только на увеличение пенсионных накоплений вкладчиков.

Если НПФ лишают лицензии, то есть, проще говоря, ликвидируют, то средства вкладчиков в трехмесячный срок должны быть перечислены в Пенсионный фонд РФ (ПФР). А теперь вопрос, что делать, если средств для покрытия обязательств перед вкладчиками у НПФ не хватит? ФСФР уверяет, что такая ситуация практически невозможна. Дело в том, что уставной капитал НПФ должен быть не менее 30 миллионов рублей, а с 2009 года минимальная величина этого показателя установлена на уровне 50 миллионов рублей. Также нет смысла создавать липовый пенсионный фонд, загонять его под жесткую систему регулирования, а потом пытаться вывести оттуда «объедки» пенсионных резервов. В любом случае, ликвидация предприятия связана с тратами нервов и времени вкладчиков. И если вы все-таки склоняетесь к тому, чтобы доверить свои деньги НПФ, обратите внимание на следующие показатели:

- общий объем аккумулированных в НПФ средств;

- размер имущества и степень технической оснащенности фонда;

- опыт работы на рынке, количество участников фонда, а также квалификацию работников НПФ;

- состав учредителей (их финансовая устойчивость и известность);

- репутация фонда;

- распределение рисков между различными инвестиционными программами.

Для справки: Негосударственный пенсионный фонд «Газавтоматика» получил лицензию в ноябре 2000 года. По данным ФСФР, на 1 апреля 2008 года фонд занимал 63-е место в списке крупнейших российских НПФ по объему пенсионных резервов (224 млн руб.).

Источник: http://fintimes.ru/23695/

0
2369
0