Военное кино: Великую Отечественную показывают очень по-разному

На модерации Отложенный Снимать сейчас фильм о войне в традиционной советской стилистике - задача почти обреченная.

Поколение, выросшее на старых фильмах, не без оснований считает, что лучше снять уже не получится, а подрастающее поколение при виде людей в шинелях со скучающим видом переключается на MTV, считает журнал "КоммерсантЪ-Власть".

Какие чувства испытывают к ветеранам кинематографисты помоложе, решил выяснить профильный военный телеканал "Звезда", подготовивший спецпроект "Личное отношение" - альманах, в котором девять режиссеров приблизительно среднего возраста и разной степени популярности сняли по короткометражке о том, что для них значит День Победы.

Например, в новелле Егора Кончаловского два однополчанина в медалях ждут на лавочке свою боевую подругу, чтобы отправиться на традиционную встречу ветеранов у Большого театра. После флэшбека с санитаркой, которая под пулями вытаскивает раненого с поля боя, к героям приходит заплаканная внучка фронтовички с известием о ее смерти. И два осиротевших товарища с прискорбием вспоминают, что во время войны оба обещали на ней жениться. Несколько похоронная по отношению к ветеранам, которых становится все меньше, интонация этого фрагмента слегка разбавлена попытками придать диалогу стариков юмористические нотки. Но все равно такие фильмы производят впечатление официальной красной гвоздики на могиле Неизвестного солдата.

Любопытно посмотреть, чем будут отличаться другие "сочинения ко Дню Победы" режиссеров альманаха. Ведь 9 Мая - настолько священный праздник, что не допускает различных вариантов его восприятия. Публично признаться в равнодушии к 23 Февраля еще допустимо, хоть и рискованно, но вряд ли у кого-то хватит цинизма снять фильм, например, о том, что День Победы ассоциируется у него прежде всего с необходимостью искать объезд перекрытых для подготовки к параду городских улиц. Скорее уж новеллы из цикла "Личное отношение" расскажут не об отношении к самому безусловному и неприкосновенному из государственных праздников, которое не может быть иным, чем благоговейное, а об умении каждого из режиссеров быть искренним и убедительным в этом благоговении.


Свежей историей военной любви угостит зрителя на День Победы "Первый канал", запланировавший премьеру фильма Александра Франскевича "В июне 1941-го". После вероломного нападения немцев из всего подразделения остается живым лишь один пограничник, которого сыграл Сергей Безруков. Герой фильма решил не отсиживаться в погребе у своей возлюбленной-полячки, а в одиночку встать на партизанскую борьбу с оккупантами. Эдакая жанровая модель сегодняшних боевиков.

Телепремьера фильма Андрея Малюкова "Мы из будущего" пройдет 9 мая по телеканалу "Россия". Под оберткой молодежной комедии и фантастики с перемещениями во времени зрителя ожидает на удивление цельный, монолитный фрагмент сделанного по советским канонам военного фильма.

Скромный "Бой местного значения" ("Пятый канал"), сделанный без всяких аттракционов, словно старается остаться незамеченным, как отряд эсэсовцев, пробирающихся в белых маскхалатах по снегам Псковщины. Где-то неподалеку от них так же тихонько пробирается по своим делам отряд русских солдат - что-то среднее между партизанами и мародерами, так называемые трофейщики, чья служба заключается в том, чтобы собирать трофеи на месте боя: у одного убитого фашиста автомат подберут с патронами, у другого часы из-за пазухи вынут.

Руководит ими зеленый необстрелянный лейтенант, по неопытности настаивающий на том, чтобы все трофеи были сданы государству, однако его бывалые подчиненные знают, что жизнь сложнее формальных представлений о том, как правильно поступать. В итоге основной конфликт между тупым немецким следованием правилам и русским индивидуальным подходом к людям, между уставом и гибкими действиями по ситуации разрешается в пользу нашей исконной недисциплинированности: главный раздолбай оказывается главным героем, а невзрачная бытовая зарисовка о том, как кучка не самых бравых советских солдат напилась на Новый год в заброшенной деревне, оборачивается сдержанным, лишенным фальшивого пафоса, но наглядным объяснением, кто на самом деле выиграл Великую Отечественную.