В Большом театре запасаются сушеными жуками

На модерации Отложенный

"1 ноября 2009 года Большой примет первых зрителей", - убеждали устроители экскурсии на грандиозную стройплощадку, в которую превращено историческое здание первого театра страны. Роль главного экскурсовода досталась руководителю Роскультуры Михаилу Швыдкому. Его выступление нескончаемым потоком строительных терминов поддерживал Азарий Лапидус - председатель совета директоров компании-генподрядчика "СУИхолдинг". Гендиректор театра Анатолий Иксанов в течение часового путешествия речей не держал, демонстрируя ораторам свое молчаливое согласие.

Когда карабкаешься по уши в грязи по песчаным насыпям будущих подвальных помещений театра, которым крышей сегодня служит пасмурное февральское небо, надо обладать незаурядной фантазией и столь же уникальным оптимизмом, чтобы поверить в реальность обозначенной даты. Обходишь здание театра по улице - вообще становится страшно. Пейзаж как после бомбежки. "Огрызки" стен и кучи кирпичей повсюду - то ли исторических (времен Бове и Кавоса, авторов знаменитого здания с квадригой над колоннами), то ли только что привезенных с завода. Когда попадаешь внутрь и угадываешь знакомые маршруты и очертания залов - основного, Бетховенского или Хорового, где видны фрагменты былой росписи, настроение заметно улучшается. Хотя объем предстоящих работ кажется неохватным.

Более тысячи человек трудятся в круглосуточном режиме. Азарий Лапидус считает, что пройден уже экватор стройки и близок тот час, когда начнутся реставрационные работы.

Специальным бетонным раствором укреплены все несущие стены здания, под которые фактически вручную были подведены бетонные "подушки", принимающие нагрузку стен. Но так как почвы под Большим театром неустойчивые, чтобы передать эту нагрузку еще ниже, использовали так называемые задавливаемые сваи, уходящие под землю на глубину до 26 метров и упирающиеся в скальные породы. В общей сложности таких свай будет 2200. Благодаря этой технологии, утверждает г-н Лапидус, удалось остановить разрушение театра. Еще полгода назад Анатолий Иксанов трещины несущих стен насчитывал десятками, и ситуация казалась патовой. Но сейчас вот уже десять недель как деформации конструкций театра равны нулю.

Эта круглая дата и послужила приятным поводом для экскурсии.

И все-таки от первоначальной идеи "подземного царства" - чуть ли не семь этажей вниз - пришлось отказаться. Во-первых, из-за геодезических сложностей, во-вторых, из-за нехватки денег. Проект обсчитывался в ценах 2004 года, так что ощутимую часть суммы съела инфляция. Сегодня говорят, что стройка обойдется примерно в 18 миллиардов рублей, выделяемых из госбюджета.

"К марту 2009 года должны быть завершены все общестроительные работы", - под финал экскурсии заключил Михаил Швыдкой. В этот момент в Большой начнут возвращаться артисты, административный и обслуживающий персонал, чтобы обживать старые новые помещения. По-прежнему обещают, что в исторической части здания визуально всё будет как и раньше. Не отличат даже криминалисты: позолота, красные шелка и бархат. Настоящий ткацкий станок XVIII века собирали по старинным чертежам. Ткани окрашивают по старинному рецепту - отваром из еловых шишек и зверобоя. А для достижения оттенка благородного бордо красильщицы запасаются специальным заморским жуком. Его добавляют в отвар в сушеном виде. Позолота снята со стен - ее восстанавливают по технологии XIX века. Сусальное золото будут прикреплять не на лак, а на специальную смесь из сырых яиц и бетона. Мебель, бра, люстры и прочие элементы интерьера тоже пребывают сейчас в реставрационных мастерских. А главное, утверждают все начальники в один голос: "Зал по своим акустическим характеристикам вернется к дореволюционным параметрам". То есть вернется деревянная акустическая дека вместо бетонной плиты. А по техническому оснащению сцена станет едва ли не самой "крутой" в Европе.

Сейчас планируется, что всю эту роскошь уже 1 ноября 2009 года смогут оценить зрители оперы "Руслан и Людмила", премьерой которой театр решил открыть свою основную сцену. А первыми гостями Большого должны стать оркестр и хор миланского театра La Scala. Но пусть и даты, и названия в конечном итоге будут не совсем точны (открытие театра официально передвигают уже в третий раз). Важно, чтобы результат трудов и многомиллиардных затрат оказался достойным легендарного Большого театра России.