Демократы объединяются вокруг Барака Обамы против Джона Маккейна

На модерации Отложенный Американский сенатор Барак Обама стал де-факто кандидатом в президенты США от Демократической партии на президентских выборах 2008 года, пишет "КоммерсантЪ". Это произошло после того, как поддержку Бараку Обаме выразил известный демократ, бывший претендент на пост президента США Джон Эдвардс. Заявление "третьего номера" в стане демократов лишило Хиллари Клинтон последней надежды на перелом в кампании. Таким образом, новым этапом борьбы за Белый дом станет схватка Барака Обамы с республиканцем Джоном Маккейном, победить которого господину Обаме будет еще сложнее, чем соперницу по партии.

Заявление Джона Эдвардса, расставившее точки над i в формально продолжающейся демократической гонке, прозвучало в среду вечером в Гранд-Рапидс (штат Мичиган) на 12-тысячном митинге сторонников Барака Обамы. Господин Эдвардс появился на сцене под звуки композиции "Восход" легендарного исполнителя 1980-х годов Брюса Спрингстина. Именно эта музыка звучала на предвыборных митингах самого господина Эдвардса, выступавшего "третьим номером" в нынешней демократической гонке и сошедшего с дистанции в январе этого года по причине явного отставания от двух своих основных конкурентов — Барака Обамы и Хиллари Клинтон.

Спустя четыре месяца вышедший из тени Джон Эдвардс во всеуслышание заявил, что его равноудаленность от Барака Обамы и Хиллари Клинтон осталась в прошлом и сегодня он целиком и полностью поддерживает темнокожего сенатора из Иллинойса.

"Демократические избиратели Америки уже сделали свой выбор. Так же, как этот выбор сделал и я",— прокричал в микрофон Джон Эдвардс, за спиной которого стоял сияющий от счастья Барак Обама. "Есть один человек, который знает и понимает, что настало время для смелого лидерства. Есть один человек, который знает, как добиться долгосрочных перемен, которые нужно начинать с самого начала. Есть один человек, который знает, что настало время создать одну Америку, а не две. И этот человек — Барак Обама",— заявил господин Эдвардс.

Появление Джона Эдвардса на митинге сторонников Барака Обамы стало полной неожиданностью для многих. Еще несколько дней назад господин Эдвардс давал понять, что хочет остаться над схваткой и не будет публично высказывать своих предпочтений. Более того, жена господина Эдвардса Элизабет, пользующаяся немалым самостоятельным авторитетом в демократических кругах, совсем недавно заявила о том, что предложенный госпожой Клинтон план реформы системы здравоохранения нравится ей больше. Однако, как следовало из ее слов, симпатии четы Эдвардс в демократической гонке определить трудно (на митинге в Гранд-Рапидс госпожа Эдвардс отсутствовала, что заставило наблюдателей теряться в догадках относительно того, поддерживает ли Элизабет решение супруга).

Впрочем, несмотря на внешнюю спонтанность поступка Джона Эдвардса, решение поддержать Барака Обаму, судя по всему, созревало у него давно. По информации представителей штаба господина Обамы, на протяжении последних месяцев двое ведущих представителей демократического лагеря неоднократно созванивались, обсуждая проблемы демократической гонки, в первую очередь программу искоренения бедности, которая считается одним из коньков господина Эдвардса, преимущественно поддерживаемого малоимущими слоями демократического электората.

Окончательное решение бросить свой авторитет на чашу весов в пользу Барака Обамы Джон Эдвардс, судя по всему, принял во вторник вечером, после телефонного разговора с господином Обамой, в ходе которого были согласованы детали их первого совместного выступления на публике.

Необходимость срочного привлечения Джона Эдвардса в качестве "тяжелой артиллерии" в поддержку Барака Обамы была обусловлена продолжающимся упорным сопротивлением соперницы господина Обамы в борьбе за демократическую номинацию Хиллари Клинтон. Напомним, что в ходе оставшихся до начала июня праймериз в пяти американских штатах бывшая первая леди уже никак не сможет догнать Барака Обаму по числу завоеванных голосов делегатов общенационального съезда демократов в Денвере (на данный момент госпожа Клинтон отстает от господина Обамы почти на 170 голосов). Однако, несмотря на обращенные к ней настойчивые призывы прекратить потерявшую смысл борьбу, госпожа Клинтон пока отказывается последовать примеру господина Эдвардса — сойти с дистанции и назвать тем самым "единственным человеком" Барака Обаму. При этом, сдавая позиции, госпожа Клинтон продолжает наносить чувствительные удары господину Обаме, указывая на уязвимость его планов и амбиций стать общенациональным лидером.


Весьма символично, что звонок Джону Эдвардсу от ищущего поддержки Барака Обамы прозвучал в день объявления итогов праймериз в штате Западная Виргиния, на которых более чем с двукратным отрывом победила Хиллари Клинтон. Бесполезная для нее с точки зрения арифметики демократической гонки победа в штате с небольшим числом демократических выборщиков имела для госпожи Клинтон важное психологическое значение. В последние недели единственной надеждой бывшей первой леди стали авторитеты Демократической партии — пока не определившиеся более 250 "суперделегатов" демократического съезда, которые теоретически могли бы проголосовать в августе на партийном съезде за госпожу Клинтон и тем самым свести на нет нынешнее преимущество Барака Обамы.

В штабе госпожи Клинтон попытались выжать из победы в Западной Виргинии максимум пиар-эффекта. Главным аргументом, призванным оказать психологическое воздействие на "суперделегатов", должно было стать напоминание о том, что на протяжении без малого столетия (начиная с 1916 года) ни один кандидат в президенты США от Демократической партии не побеждал в битве за Белый дом, перед этим не победив на праймериз в Западной Виргинии. В связи с этим в штабе Хиллари Клинтон призвали демократических авторитетов взять паузу и трижды подумать над возможными последствиями их поспешной поддержки Барака Обамы, ценой которой может стать утрата демократами реального шанса сменить республиканскую администрацию в Белом доме в ноябре этого года.

Весьма вероятно, что в этой ситуации в штабе Обамы сочли подобную паузу крайне нежелательной для его кампании. Для того чтобы демократические авторитеты побыстрее сделали "правильный выбор" и не придавали особого значения таким "мелочам", как поражение господина Обамы в Западной Виргинии, на сцену в Гранд-Рапидс и был приглашен такой демократический тяжеловес, как Джон Эдвардс, не только принимавший участие в нынешней гонке, но и баллотировавшийся в вице-президенты в связке с Джоном Керри в ходе предыдущих выборов 2004 года.

В штабе Хиллари Клинтон в очередной раз попытались продемонстрировать способность держать удар, на этот раз нанесенный бывшей первой леди со стороны Джона Эдвардса. "Мы уважаем Джона Эдвардса, но, как показали избиратели в Западной Виргинии, гонка далеко не закончена",— отметил глава избирательного штаба Хиллари Клинтон Терри Макаулифф. А сама госпожа Клинтон в интервью CNN в связи с выбором Джона Эдвардса как ни в чем не бывало заявила: "Это всего лишь один голос, а я борюсь за тысячи голосов избирателей".

Тем не менее поддержка, оказанная Бараку Обаме Джоном Эдвардсом, означает, что темнокожий сенатор от Иллинойса фактически уже стал демократическим кандидатом на предстоящих выборах и бывшие демократические соперники начали объединяться вокруг Барака Обамы в преддверии ноябрьской битвы за Белый дом. И Хиллари Клинтон, которую попросили уйти, придется сойти с дистанции.

Примечательно, что поддержка, оказанная Бараку Обаме Джоном Эдвардсом, стала не только важным жестом в адрес "суперделегатов", но сигналом той части демократического электората, которая упорно отказывается видеть темнокожего сенатора от Иллинойса новым главой Белого дома. Речь в первую очередь идет о так называемых синих воротничках — представителях рабочего класса, а также малоимущих, женщинах, пенсионерах. Поиск общего языка с этой частью избирателей, доверяющих не только Хиллари Клинтон, но и Джону Эдвардсу, остается одной из главных трудностей Барака Обамы. В день проведения митинга совместно с Джоном Эдвардсом господин Обама посетил в индустриальном Мичигане флагман американского автомобилестроения завод Chrysler, на котором пообещал в случае своего избрания президентом вложить дополнительно $200 млн в реорганизацию автомобильной отрасли, переживающей далеко не лучшие времена. При этом, упомянув о том, что в январе этого года на их предприятии побывал республиканский кандидат в президенты США Джон Маккейн, Барак Обама напомнил, что господин Маккейн не предложил никакого решения проблемы рабочих мест в связи с реорганизацией отрасли, стоящей необычайно остро.

Таким образом, главная гонка Обама—Маккейн уже началась, хотя в ней продолжает числиться Хиллари Клинтон.