В российской школе теперь можно заработать больше, чем в иностранной фирме. Но удается это не всем

На модерации Отложенный

Разговоры о повышении учительских зарплат - хит последних месяцев. Шутка ли: теперь в средней школе есть зарплаты по 2-3 тысячи долларов! Как тут обойтись без мифотворчества? Никак. И вот варианты: "Это новый премьер Зубков постарался" или "иначе Россию не примут в ВТО". Ну а тем, кого повышение обошло стороной, доходчиво объяснили: "Все будет как у соседей, в нацпроекте "Здравоохранение", сначала участковым врачам подняли зарплаты, а потом и всем остальным".

Сколько же этих "остальных" в средней школе по всей стране? И почему их зарплаты намного меньше, чем у московских дворников? "Известия" попытались понять, о чем предпочитают молчать с высоких трибун отцы-основатели реформы российского образования. Без исторических параллелей не обошлось. И сто лет назад вопрос об учительском жалованье был актуален.

Тысяча евро - обычная зарплата

В понедельник учительница информатики московской школы N 1301 Ирина Иванова пришла на работу с пакетом продуктов. В нем все самое необходимое для учительских "перекусонов" на переменах. В столовую Ирина с коллегами ходить давно отказались (там и без них тесно) и накрывают стол в углу учительской, составили график дежурств и завели свою бухгалтерию.

- Директор вечно ворчит: разводите здесь чаи, разговоры всякие ведете, но нам так удобно, - улыбается Ирина Анатольевна.

С началом учебного года разговоры все чаще сбиваются на зарплату. В сентябре обсуждали обещанное повышение. В октябре-ноябре не скрывали своего удивления: денег получили непривычно много.

- Учитель-предметник со стажем и хорошо "загруженный" часами сейчас получает в среднем 30-35 тыс. рублей, - рассказал "Известиям" замдиректора столичной гимназии N 1507 Андрей Зинин. - Что и говорить - зарплата перестала унижать.

Как пояснили "Известиям" в городском департаменте образования, в сентябре средняя учительская зарплата в Москве поднялась на 33% и сравнялась со средней по промышленности - 15-17 тыс. рублей. За счет городского бюджета на руки педагоги получают в два раза больше. Эти доплаты в школах тут же окрестили "лужковскими".

- Как начисляется и из чего состоит наша зарплата, без пол-литра не разберешься, - отшучивается от вопроса "Известий" Ирина Иванова, но все же берется объяснить на примере своей. - Основная часть идет за категорию, у меня высшая, все-таки 23 года работаю. Далее - за 18-часовую ставку, затем идет 30-процентная надбавка за звание (я - почетный работник общего образования), - терпеливо перечисляет она, - ну и "по мелочи" - за классное руководство, за проверку тетрадей и за то, что я заведую кабинетом информатики.

- А за то, что в прошлом году стала победителем национального проекта "Образование", не доплачивают?

- Нет. Это влияет на зарплату при новой системе оплаты, а Москва на нее еще не перешла.

Поэтому не изменилась зарплата и у учительницы математики школы N 2030 Анны Мехед - победительницы "Учителя года России-2007".

- Префект Центрального округа подарил мне машину, а на зимние каникулы мы поедем с детьми в Санкт-Петербург, - призналась "Известиям" Анна Григорьевна. - Ну а зарплата... тьфу-тьфу-тьфу, теперь хорошо платят учителям, и я обхожусь без репетиторства.

Вообще распрощаться с практикой частных уроков теперь могут учителя иностранных языков. По всей стране их зарплата увеличилась вдвое. Но московские учителя в лидерах. В это не так легко поверить, но преподаватель с опытом может получить 3 тыс. долларов в месяц. Факт этот уже вызвал повышенный градус эмоций в педколлективах. К примеру, учителю русского языка и литературы (который в этом учебном году будет иметь самую большую нагрузку на выпускных экзаменах, поскольку теперь 11-классники сдают оба предмета) очень сложно понять, почему коллега-"иностранец", у которого всего полкласса и никаких экзаменов, получает так много.

- Это лишь первый этап, затем зарплату повысят всем, - убеждена завуч одной из московских гимназий. - Будет как с поликлиниками. Сначала повысили зарплату участковым врачам, а потом остальным.

Тем временем, как выяснили "Известия", многие учителя московских школ не собираются прекращать свои частные уроки.

- Лишняя подработка еще никому не помешала, да и не хочется оставлять своих учеников, - объяснила учитель одной из школ Юго-Западного округа. - Я со своими девочками четвертый год занимаюсь. Цены давно выросли, а мне тяжело сказать им об этом, и ставка прежняя - 150 рублей за академический час.

Между тем за 45-минутный урок - тот самый академический час - по математике, физике, химии или русскому языку (кстати, наиболее популярному из-за необходимости упражняться по тестам ЕГЭ) учителя-репетиторы берут от 300 до 500 рублей (в зависимости от профиля и географии школы). Расценки "иностранцев" выше - от 10 до 30 евро. Если подопечный у репетитора из числа отстающих, то без двух занятий не обойтись. Основной контингент - 5-10-й класс.

- Уже в десятом классе надо заниматься с институтскими педагогами, чтобы понимать специфику преподавания в вузе, - объяснил "Известиям" учитель одной из школ Юго-Восточного округа.

За что обидели русский язык?

Весной в 21 регионе страны Министерство образования и науки затеяло финансовый эксперимент: учителям стали выплачивать зарплаты по совершенно новой системе оплаты труда (НСОТ). Для этого на места "ушли" крупные субсидии (4 млрд рублей на всех). НСОТ делит зарплату на две части: традиционную базовую (с оплатой по тарифной сетке) и стимулирующую (с "гонорарами" за качество работы педагога по его предмету и за дополнительную, внеклассную нагрузку). Размер второй части зависит от множества критериев. Основополагающими становятся успеваемость школьников и их участие в олимпиадах и конкурсах. Еще один обязательный, но очень спорный момент - отзывы об учителе его учеников и их родителей. Их мнения выясняют с помощью тестов и анкет. Другой важный фактор - количество человек в классе.

- Зарплата преподавателя на 70% зависит от наполняемости школы учениками, а сейчас все регионы переживают последствия демографического кризиса 90-х годов, - объяснила "Известиям" директор школы N 2 города Нефтегорска Самарской области Алла Чичкова. - У нас 800 с лишним учеников и средняя зарплата учителя - 9100 рублей. Это, кстати, один из высоких показателей по регионам. При этом половина учителей нашей школы получают и 12, и 15, и 19 тыс. рублей.

Как же распределяют финансы между преподавателями одной школы? Почему может быть "вилка" в 10 тыс. рублей?

- Помимо разряда учителя учитывается и категория предмета. Например, русский, математика, физика и предметы начальной школы - это группа с самым низким коэффициентом оплаты.

Еще зарплата учителей по всем предметам, кроме иностранного, труда и физкультуры, зависит от количества учеников в классе. За урок в классе из 26 человек физик получит намного меньше, чем "англичанин" за группу в 15 человек.

- Алла Николаевна, какие вопросы задают учителя на собраниях?

- Вопрос только один: "Когда повысят зарплату?"

Этот вопрос, как выяснили "Известия", актуален для учителей не только в Самарской области, но и в других "экспериментальных" регионах.

- Прибавку к зарплате получили только директора и завучи школ, теперь их зарплата 10 тыс. рублей, у остальных все по- прежнему, - рассказала "Известиям" завуч из Великих Лук в Псковской области. - В начальной школе не больше 5 тыс. рублей, а квартплата 2 тыс., да еще продукты в цене подскочили...

"Хотя бы 10 тысяч платили"

Челябинская область не вошла в число регионов, которым были отправлены субсидии для "новых" учительских зарплат.

- Видимо, в Москве решили, что регион сам справляется, - предположила пресс-секретарь минобраза Челябинской области Светлана Бородулина. - Сегодня средняя зарплата в школах области 6 тыс. рублей, выплачивается регулярно, выходит, что действительно справляемся, учителя не жалуются.

- Да что толку жаловаться, непривычные мы к этому, в школах ведь работают очень терпеливые люди, в основном женщины по 45-50 лет, - поделилась с "Известиями" преподаватель физики школы N 10 Миасса Челябинской области Галина Суворова.

- Очень мало оставили часов для физики, приходится прессовать материал, - говорит Галина Владимировна, - ну а по количеству часов у меня полставки - это 2 тыс. рублей. С уральским коэффициентом и доплатой за звание "Отличник просвещения" набегает около 3 тыс. рублей. Кто помоложе, те работают на полторы ставки, по 5-6 уроков в день, и получают в пределах 5 тыс. рублей. Если бы зарплату учителя подняли хотя бы до 10 тыс. рублей, можно было бы к родственникам в Иваново съездить, я у них много лет не была, - делится планами Галина Владимировна. - А сейчас денег хватает только на квартплату и продукты. Одежду и обувь мы с мужем уже больше пяти лет не покупали.

Фермерское счастье учителей Комягиных

В сентябре в доме Комягиных наконец-то появилась стиральная машинка-автомат. А еще неожиданные, но такие нужные для семейного бюджета 5 тыс. рублей. И тоже как подарок. За первое место в районном конкурсе фермеров "Молодежное подворье". Участвовать в нем Елену и Александра надоумил глава администрации их деревни Филинской Починок - как единственную работящую семью, где супругам еще нет 35 лет. Сейчас на Вологодчине фермерство популярно, и, став победителями районного конкурса, Комягины отправились на окружной. Но там стало понятно: их небольшое хозяйство с огородом, коровой, двумя поросятами и бычком уж совсем не конкурент солидным подворьям профессиональных фермеров, поднимающих село на субсидии от государства. Комягины же - учителя в сельской школе, где всего 38 учеников. А недавно стало известно, что будет еще меньше, решено оставить только начальную школу.

- Из райотдела образования уже приезжали, обещали ввести "подушную" зарплату по количеству учеников, мол, сами не захотите работать за такие мизерные деньги, - рассказывает Елена. - Ну я то без работы не останусь, как раз малышам и преподаю уже 19 лет, а вот муж, который сейчас ведет черчение и трудовое воспитание, другой работы в деревне не найдет, нет ее. А куда-то на заработки я его не отпущу, семья должна быть семьей. Значит, будем переезжать куда-то и снова заводить хозяйство.

У супругов Комягиных четыре дочери. Младшей три года, а старшей в этом году выпускное платье покупать. Недавно Наташа заняла первое место на областной олимпиаде по иностранному языку и решительно настроена на пединститут. Елена как может уговаривает дочь одуматься, но никакие аргументы типа "работа в школе тяжелая и нервная" пока Наташу не убедили.

Нехитрую арифметику се-мейного учительского бюджета 11-классница Комягина тоже знает хорошо: две родительские зарплаты - это 15 тыс. рублей. Причем четверть этих денег - доплаты из областного бюджета, остальное - строго по тарифной сетке.

- Все-таки жалованье - помните, так называли раньше зарплату - однокоренное слово от "жаловать", а не от "жалость", - рассуждает сельская учительница Елена Комягина, по-особому, как и многие на Вологодчине, выделяя протяжное "о". - Нас-то хоть хозяйство кормит, в деревне без него нельзя, вроде как стыдно, а вот как в городе живут с такими зарплатами - ума не приложу...

Не "маленький" человек

В дореволюционной России существовал своеобразный культ бедного учителя-интеллигента. По типическому образу чеховского "Человека в футляре" и сейчас судят о тогдашнем учительстве вообще. На самом деле уровень жизни педагогов был очень разный, как и они сами. Народные учителя, как правило, были выходцами из низов и преподавали детям из низших сословий. Учителя средней школы составляли значительную группу буржуазной интеллигенции и приближались в правах и доходах к среднему чиновничеству. По данным доктора исторических наук Игоря Сучкова, в 1912 году учитель церковноприходской школы получал 120 рублей в год. В уездной (начальной) школе - не больше 360 рублей. В средней школе учитель с высшим образованием, имея первоначальный оклад 900 рублей, мог довести его после 4-5 лет работы до 2500 рублей.

Для сравнения: жалованье чиновника самого начального чина составляло 447 рублей в год. Заработки рабочих колебались от 204 рублей (чернорабочие) до 840 (квалифицированные рабочие). Килограмм мяса стоил 46 копеек, литр молока - 14,5 копейки.

- Когда в начале XX века назрел вопрос о создании профессионального союза учителей, их было образовано два - учителей начальной школы и учителей средней, - рассказал "Известиям" доктор исторических наук Игорь Сучков. - Это были совершенно разные в социальном плане общности людей, одни - богатые, другие - бедные. И это привело к ослаблению гражданского потенциала учительства, оно перестало быть сообществом и оказалось не готовым сказать решительное "нет" революции и противостоять насилию. Резкое разграничение в среде учительства опасно. Об этом нужно помнить и сегодня.

Антон Чехов о тех, кто "воспитывает народ":

"Нелепо же платить гроши человеку, который призван воспитывать народ, - вы понимаете? - воспитывать народ!.. Отвратительно все это... какое-то издевательство над человеком, который делает большую, страшно важную работу".