Пенсионная реформа может оставить россиян без пособий по старости

Интересное совпадение: об очередных изменениях в концепции пенсионной реформы в правительстве заявляют аккурат после того, как Пенсионный фонд (ПФ) приступает к рассылке ежегодных извещений гражданам о состоянии их накоплений на старость. Так было в 2006 году, когда чиновники заговорили о проблеме так называемых молчунов, оставивших свои деньги на счетах в государственном Внешэкономбанке (ВЭБ). То же самое случилось и в прошлом году, когда Минздравсоцразвития предложило на выбор: либо продолжать накапливать пенсионные средства, либо переводить деньги в Пенсионный фонд, предпочтя накопительной системе страховую. Традиция продолжилась и в этом году.

На этот раз у правительства появилось сразу две идеи, как увеличить пенсии и одновременно избавиться от дефицита ПФ. Одну из них высказала глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова. Она предлагает отменить регрессивную шкалу ЕСН, сам налог переименовать в "пенсионный взнос" и повысить его с 26 процентов до 34.

Вторую идею озвучил Минфин. Там считают необходимым увеличить на 3 процента еще и налог на доходы физлиц. И направлять этот "страховой сбор" в ПФ. И то и другое предложение многие эксперты оценили как попытку нашить очередную заплатку на изрядно потершийся кафтан пенсионной системы. По-хорошему же, считают эксперты, реформу надо опять начинать заново.

Система пенсионного обеспечения в России, как говорят специалисты, сегодня похожа на человека, пытающегося усидеть на двух стульях и постоянно проваливающегося посередине. С одной стороны, государство вынуждено сохранять старый принцип, при котором работающее поколение перечисляет налоги на выплату пособий гражданам нетрудоспособного возраста. С другой - то же самое работающее поколение, родившееся после 1967 года, копит и на собственное "дожитие", отчисляя часть средств на свои пенсионные счета. В результате нынешние пенсионеры не имеют достаточно средств, а будущие рискуют остаться вообще ни с чем.

В цифрах это выглядит так. Единый социальный налог, выплачиваемый организациями с фонда заработной платы, расщепляется на несколько составляющих. В среднем, если учитывать регрессивную шкалу этого налога, 14 процентов от фонда зарплаты перечисляется в Пенсионный фонд. При этом 10 процентов, опять же в среднем, уходит на содержание нынешних пенсионеров, а остальные 4 процента - на накопительные счета работающих. Результат получается впечатляющим. В прошлом году объем ПФ составил 1,9 триллиона рублей, причем его дефицит достиг 100 миллиардов. По прогнозам в ближайшие три года дефицит вырастет до 252,4 миллиарда рублей. И в Минфине уже опасаются, что необходимость его погашения за счет федеральной казны вызовет не меньшее давление на экономику, чем в 90-е годы вызывал внешний долг государства.

Не менее интересная ситуация и с персональными пенсионными накоплениями. Падение фондового рынка, составившее с начала года почти 28 процентов, не позволило управляющим компаниям, инвестирующим накопления будущих пенсионеров в ценные бумаги, показать по ним хоть какую-то доходность. Судя по официальным результатам, опубликованным в середине июня Пенсионным фондом, результаты инвестирования за первый квартал этого года следующие: 58 из 63 УК оказались в проигрыше. 40 компаний ушли в минус и по итогам 12 последних месяцев. УК "Тройка Диалог", к примеру, вышла на минус 38 процентов годовых за квартал и минус 8,95 процента за год.

"Я думаю, что итоги текущего квартала будут не менее плачевными", - заявил "Итогам" один из руководителей крупной российской управляющей компании. Он прогнозирует, что к концу года многие управляющие могут отказаться от сотрудничества с негосударственными пенсионными фондами (НПФ) и вернуть им деньги. И если правительство не решится на радикальные шаги по изменению пенсионной системы, может случиться так, что трудоспособные россияне по выходе на пенсию окажутся вообще без пособий по старости.

От услуг УК, кстати, могут отказаться и сами НПФ. "Конечно, завтра никто не будет расторгать договор с компанией, показавшей низкие результаты, но в перспективе к ней будет более пристальное внимание",- полагает исполнительный директор пенсионного фонда "Транснефти" Наталья Тативосова. По ее словам, зарабатывать на падающем рынке - большое искусство. Российские УК в большинстве своем пока этому не научились.

Впрочем, в правительстве уверены, что в среднесрочной перспективе управляющим компаниям удастся не только сохранить, но и приумножить пенсионные накопления граждан. Только вот сами россияне в это, похоже, не очень верят. В управлении частников сейчас находится лишь 12 миллиардов пенсионных рублей. Остальные 360 миллиардов остаются в государственном Внешэкономбанке, управляющем этими деньгами весьма консервативно.

Но главное - что делать с дефицитом ПФ? Благодаря ему каждый год пенсии, несмотря на их увеличение в абсолютных цифрах, составляют все меньшую долю от средней зарплаты. Сегодня, например, коэффициент замещения cоставляет 26,2 процента. И эта ситуация для далеко не бедной страны является вопиющей.

Собственно, предложения двух министров, Голиковой и Кудрина, различаются лишь в деталях. Стратегически же они совпадают и исходят из незамысловатого ответа на вопрос, где взять деньги. Естественно, поднять налоги!

Алексей Кудрин предлагает для этого обязать всех граждан, не достигших 40 лет, платить в ПФ дополнительно еще 3 процента от своей зарплаты. Правда, с той ее части, которая не превышает 1,1 миллиона рублей в год. Кроме того, Минфин считает необходимым расширить рамки регрессивной шкалы ЕСН, что позволит государству собирать больше налогов с работодателей. Платить ЕСН надо будет с годовой зарплаты, превышающей 407 тысяч рублей. В ПФ будут поступать либо 20, либо 26 процентов от фонда заработной платы. Как говорят чиновники Минздравсоцразвития, конкретные ставки пока находятся только в стадии обсуждения. "Если не будем повышать ставку ЕСН, то пенсионная система его просто съест", - утверждает Алексей Кудрин. В случае повышения налога и увеличения финансирования Пенсионного фонда из Фонда национального благосостояния коэффициент замещения составит 30 процентов. Если же предложения двух министерств не найдут поддержки у правительства, коэффициент снизится до 12,5 процента. Такие цифры выдает на-гора Минфин.

Но эксперты сомневаются, что даже при повышении налогов удастся увеличить коэффициент замещения. Дело в том, что по прогнозам с 2017 года Россия начнет жить с бюджетным дефицитом. А значит, государство уже не сможет финансировать пенсии из своей казны. Для решения проблемы правительству придется пойти на шаги, связанные с пересмотром некоторых элементов финансовой политики. Например, руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев предлагает направить на финансирование пенсий доходы, получаемые от приватизации госимущества. Другой способ - повышение минимального возраста выхода на пенсию. Такие предложения, хотя и осторожно, представители Минфина уже делали. Ситуация такова, что правительству рано или поздно придется решиться на непопулярные меры. Вопрос, на какие.

Старость не радость

На вопросы "Итогов" ответил руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев.

- В правительстве объясняют намерение повысить ЕСН необходимостью сократить дефицит Пенсионного фонда. Аргумент правомерен?

- Сведение пенсионных проблем к проблемам дефицита ПФ неправомерно. Дефицит этот "плановый". И он просто говорит о том, что в бюджете заранее, на долгие годы вперед должны быть предусмотрены обязательства по финансированию пенсий. Проблема в том, что сами правила назначения пенсии таковы, что при существующих объемах финансирования они приводят к отставанию ее размеров от динамики зарплаты.

- А что вы можете сказать о предложениях Минфина и Минздравсоцразвития по ЕСН и пенсионному взносу?

- Принципиально это ничего не изменит. Если мы, например, захотим поднять пенсию до 40 процентов от средней зарплаты, то на это уйдет порядка 60 триллионов рублей. Огромные средства! Весь валовой внутренний продукт за прошлый год составил 33 триллиона рублей. И того, что Минфин и Минздравсоцразвития предлагают дополнительно направить на финансирование пенсий, явно недостаточно. Это может обеспечить некоторое увеличение коэффициента замещения. Но его трудно будет поддерживать долго. Мы проанализировали различные варианты повышения коэффициента замещения на длительную перспективу. И в принципе согласны с большинством мер, которые предлагает Минфин. Например, с увеличением интервала шкалы ЕСН, на котором взимается максимальная ставка. Интервалы максимального налогообложения не менялись с момента введения ЕСН, а зар­плата за это время выросла в шесть раз в номинальном выражении.

- Есть еще одна проблема - накопительные счета...

- Разброс доходности в негосударст­венных управляющих компаниях довольно большой. Но у многих она существенно превышала инфляцию. Состояние фондового рынка до недавнего времени позволяло это делать. Сейчас, конечно, рынок упал, но в долгосрочном плане он все равно будет расти. Дело же в том, что большая часть россиян хранит деньги в ВЭБе, который размещает их в низкодоходные ценные бумаги. И раз россияне отказываются проявлять инвестиционную активность, то надо диверсифицировать портфель ВЭБа.

- И повысить пенсионный возраст?

- Это предложение Минфина - неизбежное следствие демографических прогнозов, свидетельствующих, что продолжительность жизни россиян в ближайшие годы вырастет до 75 лет. В таких условиях любое государство вынуждено было бы повышать пенсионный возраст. Развитые страны так и поступали. И неоднократно.

- Можно сказать, что перед правительством встала необходимость проведения достаточно непопулярной социальной реформы?

- Она встанет, если наметившиеся тенденции к росту продолжительности жизни приобретут устойчивость... Правитель­ству нужно поставить немножко иную цель - поднять пенсии не на чуть-чуть, а, допустим, до 30 процентов от зарплаты. Необязательно в ближайшие год-­два, а, скажем, к 2015 году. И, выйдя на этот уровень, дер­жать его долгое время. Для этого есть все возможности. Государственное имущество лежит обузой на экономике, используется неэффективно. А между тем доходы от его реализации уже в ближайшее время позволили бы повысить коэффициент пенсионного замещения до 30 процентов. Такая мера была бы справедливой. Ведь многие активы, которые сегодня находятся в руках у государства, создавались именно нынешними пенсионерами...

Константин Угодников

Источник: http://www.itogi.ru/Paper2008.nsf/Article/Itogi_2008_08_25_02_3048.html

0
1310
0