Юлия Тимошенко балансирует между Западом и Москвой

На модерации Отложенный Видимая нерешительность Тимошенко в выражении позиции по вопросу грузино-осетинского конфликта обострила и без того наряженные отношения между секретариатом президента и кабинетом министров Украины. Противостояние между двумя флагманами оранжевой революции уже давно приняло затяжной характер с периодами взрывов недовольства, взаимных упреков и относительного замирения с разговорами о возможном едином кандидате на выборах в 2009 году. Зачастую, политическая борьба между Ющенко и Тимошенко являлась реальным фактором, снижающим КПД деятельности двух подразделений исполнительной власти и тормозящим проведение политических реформ на Украине.

Рейтинг Ющенко, по данным соцопросов, колеблется между 5 % и 9 % от общего количества избирателей. В то же время, в Верховной Раде фракция БЮТ является костяком оранжевой коалиции, при этом будучи второй по численности после Партии регионов. Подобная ситуация позволяет амбициозной Тимошенко считать себя человеком, который может диктовать свои условия в коалиции на будущих выборах. Об этом можно судить по ее словам: "Если между президентом и мной будет нормальное гармоничное сотрудничество, если мы сможем работать как единая команда и давать результаты обществу, то я, безусловно, сделаю так, чтобы был один кандидат от демократических сил. Я могу поддержать Виктора Андреевича...". Ключевое слово здесь "Если...".

Подобное усиление Леди Ю, естественно, не может устраивать Виктора Ющенко, как и превращение бывшей соратницы по революции в будущего соперника в президентской гонке, шансы на победу в которой падают у него с каждым днем. Иногда доходит до казусных шагов. Например, издание указа о том, что премьер-министр должен в обязательном порядке встречать президента у трапа самолета при его прибытии на Украину.

Чуть позже один из приближенных главы государства Виктор Балога жестко раскритиковал попытки БЮТ изменить несколько статей Конституции, касающихся механизма функционирования законодательной и исполнительной ветвей власти. В частности, положение о невозможности обжалования партийных решений в суде, изменение принципов избирательной системы, которые позволят выигравшей силе укрепить свои позиции в парламенте. Он назвал эти действия, ни много ни мало, началом "фашизации" Украины.

Юлия Тимошенко, в свою очередь считает, что, многие решения кабмина, связанные с необходимыми экономическими и политическими реформами, пробуксовывают из-за мощного противодействия команды действующего президента.

На современном этапе своей карьеры Тимошенко пошла ва-банк и начала резко дистанцироваться от команды Ющенко, скорее всего, окончательно отбросив все мысли о едином кандидате от оранжевых сил.

Первой ласточкой стал ее выезд в Москву для встречи с президентом Путиным, который некоторые эксперты характеризуют как смотрины в качестве кандидата, устраивающего Кремль. Для получения поддержки Москвы у нее есть все условия. За Тимошенко закрепился имидж прагматичного политика популистского толка, не принимавшего активного участия в таких антироссийских демаршах администрации Ющенко, как "Голодомор", героизация УПА, выдавливание Черноморского флота из Крыма и, в то же время, занимающего умеренную позицию по поводу вступления страны в Североатлантический альянс.

Большую часть времени Юлия Владимировна занималась, как и положено премьер-министру, сугубо внутренними хозяйственными проблемами Украины. Все шито-крыто.

С долгого молчания по поводу грузино-осетинского конфликта начинается балансирование Тимошенко между Западом и Россией во внешней политике, и между "оранжевыми" и "регионалами" внутри страны. Леди Ю примеряет на себе статус общенационального украинского лидера, устраивающего как Москву, так и США с ЕС. Статус, который так и не приобрел Виктор Ющенко.

Раскол в оранжевом лагере наиболее ярко проявился в свете последних событий на Украине.

Президент, довольно долго не решавшийся на конкретные шаги, начал широкую кампанию по поддержке Саакашвили. Он совершил визит в Тбилиси наряду с другими главами государств постсоветского пространства, где выступил на митинге с пламенной речью о территориальной целостности Грузии и посочувствовал грузинскому народу. Далее, игнорируя протесты Москвы, он подписал указ, ограничивающий мобильность Черноморского флота на территории Украины. Теперь все передвижения российских кораблей и иных объектов ВМФ вне мест дислокации должны постоянно согласовываться с Генштабом ВМС Украины.

Благодаря такой политике Ющенко наметился очередной раскол в украинском обществе. Во Львове поднимают над государственным учреждением грузинский флаг, в Одессе и Севастополе проводят гуманитарные акции по оказанию помощи осетинским беженцам. Представители "Нашей Украины" протестуют против тайной раздачи российских паспортов в Крыму и вещают о повторении грузинского сценария в этом регионе.

На фоне подобного политического хаоса молчание Тимошенко в ключе будущей предвыборной кампании смотрится довольно выгодно.

Более того, Леди Ю пошла на открытую конфронтацию, обвинив Ющенко в "фальсификации" заседания СНБО, на котором были приняты соответствующие решения о Черноморском флоте. В заявлении пресс-службы правительства говорится о том, что "13 августа никакие заседания СНБО не проводились. О том, что Совет национальной безопасности и обороны якобы принял какое-то решение, а президент на этом основании выдал указ, в правительстве узнали из СМИ".

Что может быть дальше? Скорее всего, апофеозом расхождения дорожек бывших революционеров может стать уход в отставку кабинета министров осенью этого года и начало сольной карьеры Тимошенко в качестве кандидата в президенты Украины. И, кстати, вовремя. К зиме ожидается очередной рост инфляции в стране, ныне приглушенной благодаря принятию правительственного "антиинфляционного" пакета законодательных документов. Все эти неурядицы можно будет перекинуть на того, кто сядет после Тимошенко в премьерское кресло. И вряд ли "мантры" секретариата президента и "Нашей Украины" о российском "запроданстве" смогут ей как-то навредить.