В Германии спорят о плюсах и минусах эвтаназии

В конце прошлой недели в Германии с новой силой разгорелись споры о правомерности и гуманности эвтаназии. В пятницу бывший гамбургский сенатор по вопросам юстиции Роджер Куш признался в том, что помог здоровой пожилой женщине совершить самоубийство. По его словам, женщина сама обратилась к Кушу, так как боялась, что ее отдадут в дом престарелых. Однако полиция не исключает, что политик мог повлиять на женщину. Действия Куша стали частью его кампании по изменению закона, регулирующего самоубийства.

Над офисом Роберта Куша не развевается черный пиратский флаг с черепом и костями, однако, по признанию многих немцев, поговоривших с корреспондентом «НИ», этому флагу там самое место. Дело в том, что вот уже на протяжении длительного времени Куш будоражит общественное мнение своими инициативами по внедрению и узакониванию методов активной помощи для добровольного ухода из жизни.

А в самом конце прошлой недели в эфире ряда немецких телеканалов прошел весьма противоречивый сюжет. Семидесятидевятилетняя жительница городка Вюрцбурга выпила два стакана с ядовитой жидкостью. Телекамера, перед которой она спокойно и хладнокровно объяснила причину своего решения, а именно отсутствие интереса к жизни и нежелание ее продолжать в доме престарелых, зафиксировала и то, как яд старушке недрогнувшей рукой подмешивает сам г-н Куш. Несмотря на то, что Куш предпринял все шаги, чтобы остаться в рамках закона, включая видеозапись всего процесса, полиция расследует факт возможного давления политика на эту женщину.

Как и следовало ожидать, в обществе с новой силой возобновилась дискуссия по этой неоднозначной проблеме. По сообщениям немецких информационных агентств, 55% опрошенных считают, что на гамлетовский вопрос «быть или не быть?» в невыносимой ситуации человек вправе ответить сам. Более 30% готовы предоставить право принять это последнее в буквальном смысле решение за себя врачам. И только 13% однозначно против какой бы то ни было помощи при уходе из жизни.

К последней категории относится и канцлер Германии Ангела Меркель, заявившая в интервью телеканалу «N 24» о том, что она на все 100% является противником любых форм эвтаназии. Тем не менее состоявшиеся в минувшую пятницу дебаты в бундесрате окончательного решения не принесли. Обсуждения на самом высоком уровне будут продолжены, и закон, вне зависимости от его отношения к проблеме, будет принят.

А пока этого не произошло, активная помощь людям, желающим уйти из жизни даже по причине невыносимых физических страданий от неизлечимого заболевания, уголовно наказуема.
И поэтому немцы, принявшие для себя такое трудное решение, отправляются, как правило, в Швейцарию. Здесь они обращаются в организацию «Dignitas», основанную в 1998 году правозащитником Людвигом Минелли, считающим добровольный уход из жизни неотъемлемым правом человека. За десять лет своего существования «Dignitas» помогла осуществить подобные намерения 840 гражданам, больше половины из которых были гражданами Германии.

Впрочем, сами немцы, судя по всему, тоже не сидят, сложа руки. Сейчас в Германии активно обсуждается рациональность и этичность использования изобретения немецких разработчиков медицинской техники. Этот препарат позволяет больному самостоятельно сделать себе одновременно две инъекции: хлорида калия, применяемого для смертных казней в ряде штатов США и обезболивающего наркотика. Кнопка, которую нажимает сам пациент, запускает мотор, приводящий в движение шприцы. Спустя несколько секунд, – утверждает Куш, – больной засыпает и через четыре минуты умирает.

На вопрос корреспондента «НИ» о том, как относятся к этому событию в медицинских кругах Германии, врач-онколог, по понятным причинам не пожелавший называть свою фамилию, ответил так: «По-разному, но крайне неоднозначно. Моя же личная точка зрения такова: если человек испытывает невыносимые страдания и исчерпаны все возможности их облегчения, то насильно заставлять испытывать их и дальше, препятствуя его собственному решению уйти из жизни, негуманно».

Однако совершенно иная логика у католической сестры Анны-Лизы из хосписа святого Винсента в Аугсбурге, которой я задала аналогичный вопрос. «Уход человека из жизни – в руках Всевышнего, – сказала монахиня. – Добровольно уйти из жизни, и тем более наложить на себя руки, – один из самых страшных грехов. Содействовать человеку в самоубийстве грех не меньший».

Врачебная палата Гамбурга охарактеризовала проведенную Роджером Кушем презентацию как «невыносимую саморекламу». А президент врачебной палаты Франк Ульрих сказал, что смертельно больные люди нуждаются не в машинах смерти, а в медицинском уходе, гарантирующем безболезненный последний период жизни.

Источник: http://www.newizv.ru/news/2008-07-08/93442/

0
3559
0