В Германии поставили спектакль по книге Карла Маркса \"Капитал\"

На модерации Отложенный

Призрак Маркса бродит по Европе. В Германии его знаменитую книгу - "Капитал" - превратили в пьесу, которая теперь с большим успехом идeт на сцене. Герои рассуждают о жизни сквозь призму марксистских идей. Причем, каждый спектакль уникален: актeры импровизируют "на злобу дня", вовлекая в беседу и зрителей.

Нет книги, из которой нельзя сделать театр. Даже если эта книга - "Капитал". Молодые немецкие режиссеры взяли пример с Маркса и Энгельса. Свой спектакль они придумали вдвоем.

Даниэль Ветцель, режиссер: "Мы "Капитал" не читали, мы его сейчас изучаем. По вечерам, в свободное время. Его ведь надо целый год читать, иначе ничего не поймешь!"

Тальвидас Маргевич, актер-любитель: ""Как вы собираетесь поставить "Капитал"? Его прочесть трудно, не говоря о том, чтобы поставить!"

Тальвидас Маргевич не хотел быть актером. Документалист из Риги согласился, потому что пьеса не о книге, а о нем. Точнее о том, что как он чуть было не стал живой иллюстрацией к "Капиталу". Двухлетний мальчик как товар. Голодной матери за ребенка давали бутылку молока и буханку хлеба.

Тальвидас Маргевич говорит: "И она говорит - отдай мне мальчика и возьми этот хлеб!"

На сцене с Маргевичем бывший марксист, сжигавший деньги на глазах изумленных бюргеров. Рядом слепой телефонист - его случайно арестовали возле митинга анархистов. Самый яркий персонаж - преподаватель научного коммунизма из ГДР. Профессор Кучинский так капитально вжился в книгу, что стал похож на ее автора.

Томас Кучинский, профессор политэкономии: "Маркс начал писать великий труд, и я сорок лет его изучаю. К сожалению, Маркс не успел его закончить, и у Энгельса времени не хватило. Я допишу "Капитал". Это историческая необходимость".

Профессор не шутит, "Капитал" он знает наизусть - даже зал удивляется, как он быстро находит нужные места. Сначала цитата из Маркса, а потом из жизни. Переводчица Франциска Цверг вспоминает, как после брошюр с речами Горбачева ей принесли книгу неизвестного автора. Бориса Ельцина. А рижанин изображает, как в молодости снимал репортаж о передовом колхозе.

Ироничная пьеса о жизни на фоне книги стала театральной сенсацией. Режиссеры не только угадали с героями, и в двадцатом веке спектакль оказался на злобу дня.

В последнее время немцы снова спорят, а нужно ли совсем отворачиваться от социализма. Левые политики хотят, чтобы богатые делились с бедными. А бедные могли тоже управлять государством. И капитализм должен показать людям человеческое лицо.

В Бельгии консервативные политики хотели сорвать гастроли, а в Германии радикальная молодежь растаскала пьесу на цитаты.

Хельдегард Хауг, режиссер: "В Берлине наша идеальная публика. Здесь люди сорок лет жили в двух системах, и могут хорошо нас понять".

Даниэль Ветцель, режиссер: "Я думаю, в Праге будет еще лучше, мы скоро туда поедем".

Видимо, лучше всего будет в России. У нас по Марксу, Энгельсу, Ленину прожили семьдесят лет.