Самая большая угроза для РФ сейчас - энергетический кризис

На модерации Отложенный

В декабре 2005 года глава РАО «Единая энергосистема» Анатолий Чубайс публично предупредил: в 2008 г. объемы выработки электричества в РФ и его потребления сравняются. Сначала - в европейской части федерации, а с 2009 г. - и за Уралом. Пересечение представленных графиков ушлые журналисты назвали «Чубайсовым крестом».

И вот 2008-й наступил. Прогнозы сбываются. Впереди маячит еще одна нерадостная перспектива - рост цен на природный газ до европейских величин. Сегодня РФ сталкивается едва ли не с самым убийственным последствием развала СССР - с угрозой энергетического краха. Смогут ли власти его избежать?

ДЕФИЦИТ, ГОСПОДА, ДЕФИЦИТ...

Если Росфедерация будет потреблять электроэнергии больше, чем ее производить, то она быстро столкнется с системными авариями: массовыми катастрофическими отключениями из-за разбалансированности энергосистемы и ее перегрузки. Если электричества не хватает, то можно забыть обо всех помпезных планах роста экономики, восстановления производства и т.д. Нехватка электричества - это прямой путь к остановке производства, к угрозе остановки экспортных трубопроводов, к параличу мегаполисов, а следовательно - к бунтам и революциям.

Положение на сегодня: с перегрузкой работает энергетика Сибири, Северо-Запада, Урала и Центра. Дефицит пока не грозит Северному Кавказу, Средней Волге и Востоку. В РФ (по официальному признанию руководства «ЕЭС») к сетям подключились только три из десяти новых потребителей, подавших заявки. На остальных энергии уже не хватает. Эксперты полагают, что на самом деле процент подключений - не выше 20-ти. Но даже если верить руководству «ЕЭС», то без энергии сидят семь из каждых десяти новых потребителей. А это значит - прости-прощай, рост производства.

Особенно трудно перенапряженной энергетике европейской части РФ приходится холодными зимами, когда энергопотребление резко возрастает. Последняя такая зима была в 2005-2006 гг., когда температура надолго опускалась до 25-28 градусов ниже нуля. Потом РФ везло: две последующие зимы выдались в ее предуральской части мягкими. Но в 2005-2006 гг. ситуация в Москве и Центральном промышленном районе была близкой к катастрофической. Как отмечают эксперты НТЦ «Оптимизация управления в энергетике», тогда электростанции «Мосэнерго» работали с нагрузкой, что превышала располагаемую, а подчас - и установленную мощность. Суммарная нагрузка на систему составила более 500 мегаватт. Из соседних энергосистем пришлось устраивать перетоки мощности, причем максимальное их значение достигало 3000 мВт. Все равно в Москве пришлось вводить ограничения потребления в промышленности и торговле (на 700 мегаватт). Таким образом, дефицит мощности в «Мосэнерго» на зимой 2005-2006 гг. составил 4000 мегаватт - более трети генерирующей мощности!

В январе и феврале той зимы «Мосэнерго» более трехсот часов работало в режиме высоких рисков. Десятки трансформаторов и линий электропередач работали с перегрузкой - как в схемах выдачи мощности ТЭЦ, так и в схемах, что обеспечивают переток энергии из объединенной энергосистемы Центра. В тот период хватило бы любого отказа на основным электроподстанциях, ЛЭП, ТЭЦ и даже на тепломагистралях большого диаметра, чтобы произошла катастрофа. Москва рисковала остаться без света, движения и тепла в самый разгар лютых холодов. Что, в общем-то, неудивительно: мощности-то в тот момент в ней оставались такими же, как и в СССР, зато потребление в 2005 г. по отношению к 1990 г составило 115%...

Это - иллюстрация к тому, что такое дефицит мощностей в электроэнергетике. Что такое жизнь под «Чубайсовым крестом». С 2006 года минуло еще две зимы, хорошо, что теплых и слякотных. Но теперь положение в электроэнергетике РФ стало только хуже. Нет, не о Москве речь - там предпринимают лихорадочные меры по наращиванию мощности. Теперь уж дело касается других регионов. В Тюменской области - сверхнапряженная ситуация в электроэнергетике, а особенно - в главном районе газодобычи (Ямало-Ненецкий автономный округ). Там потребление по отношению к 1990 году выросло на 60%. Энергии не хватает Петербургу и Ленобласти, Карелии, Калининградском регионе, Белгородской, Калужской, Вологодской областям. В дефиците отныне - Пермская и Свердловская, Нижегородская и Челябинская области, Кубань, Приморье, Сахалин. Если в 2005-2006 гг. энергодефицитными были три региона, то теперь их - 17. Резервы мощности, еще в 1995 г. составлявшие 30%, теперь уже - 11%, продолжая уменьшаться. Электроэнергетика Росфедерации уже держится на честном слове.

Пока «дефицитников» спасают перетоки от «избыточных» соседей. Но что будет дальше, когда дефицит мощностей в РФ распространится и на зауральские пространства? Когда не спасут и перетоки? Между прочим, перспектива вполне зримая: строительство новых энергоблоков и сетей не попевает за ростом потребления. За время господства криминального лжекапитализма, воцарившегося в 90-е годы, электроэнергетику у нас только гоняли на износ, не думая о будущем. Сегодня ее мощности изношены на 60%. Во дни нынешние можно только с завистью вспоминать советские времена, когда строительство новых электростанций опережало развитие экономики, когда мощности вводили в строй, как говорится, «на вырост». Сегодня в год строится 2, от силы - 3 миллиона киловатт мощности, тогда как в РСФСР в 1986-1991 гг. вводилось в строй от 6 до 7,1 млн. кВт в год. А нынче в Росфедерации надо строить все 10 миллионов в год - чтобы и краха страны не допустить, и устаревшие энергоблоки поменять. То есть, превзойти размах строительства социалистических времен, который и до сих пор кажется недостижимым.

И вот тут-то и выплывает самое неприятное...

КОГДА ДЕНЬГИ УЖЕ НЕ ПОМОГАЮТ

Самое неприятное заключается в том, что сегодня проблема - не в финансировании. Деньги-то есть, их Чубайс выбил из казны и за счет распродажи собственности довольно много. Сегодня просто некому строить новые станции и энергоблоки: чубайсова же приватизация вкупе с либерастическо-«рыночными» экспериментами над русским народом практически уничтожили единый «конвейер» для создания новой энергетики: цепочку «проектные организации - энергомашиностроение - строительные и монтажные организации». В Росфедерации нет ни одной мощной, многопрофильной компании, способной «под ключ» строить энергетические объекты. Нет аналогов «Сименса», «Дженерал Электрик» и «Алстом - АББ». Занимаясь консолидацией нефтегазовых активов, власть напрочь забыла о машиностроении.

Когда-то Минэнерго СССР до 1 процента себестоимости электроэнергии направлял на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, чтобы удержать передовые рубежи в энергомашиностроении. (Оно даже в 1991 г. занимало 12% мирового рынка силового оборудования). Двадцать лет спустя РАО «ЕЭС» накануне своего роспуска тратило на НИОКР всего 700 миллионов рублей (пять сотых процента от консолидированного бюджета компании)- в десятки раз меньше, чем «Газпром» или ОАО «РЖД». Мало того, еще в 2002 г. г-н Чубайс упразднил научно-технический департамент «ЕЭС», который всегда был инженерным штабом отрасли, инициатором внедрения новой техники и передовых технологий в электроэнергетике, энергомашиностроении, в электротехнической индустрии и специализированном строительстве. Потом к черту пошли главные инженеры и инженерные службы в представительствах РАО «ЕЭС» в федеральных округах. Вообще, надо сказать, десятилетнее правление Чубайса в электроэнергетике - это какое-то иррациональное изгнание инженерных и технических кадров из руководства, замена их людьми с «общеменеджерскими» и финансовыми наклонностями.

Энергостроительный комплекс СССР еще в 1991-м обладал тремястами строительно-монтажными фирмами и тридцатью инжиниринговыми центрами: НИИ, проектными институтами и конструкторскими бюро. Теперь от всего этого остались жалкие ошметки. По оценке бывшего главы совета директоров «ЕЭС», профессионального энергетика Виктора Кудрявого, сегодня от былой строительно-монтажной мощи остались едва ли 30%. Нужно немедленно восстанавливать эту систему. Но - власть даже не чешется.

В советской энергетике работали рационально устроенные ремонтные «службы быстрого реагирования» - Главэнергоремонт (ГЭР). У него были свои диагностические лаборатории, конструкторскиен и проектные бюро. Один «отряд» ГЭРа мог обслуживать несколько регионов, экономя громадные деньги. В Росфедерации работало 20 из 25 союзных спецпредприятий ГЭР, всего - 60 тысяч человек. После либерального погрома от всего этого осталось вдвое меньшее число организаций и одна треть от специалистов. Теперь они разрозненны, единого ГЭР больше нет. Надо бы восстановить его - да власти опять клювом щелкают. А своими силами сами электростанции полноценных ремонтов делать не могут.

Словом, все системы безопасности и обеспечения надежности работы отрасли, что существовали в СССР, теперь разбиты и выведены из строя. И теперь в РФ можно сколько угодно тратить денег на реконструкцию электроэнергетики - но для этого уже не хватает ни людей, ни предприятий, ни производственных мощностей. Менеджеры, финансисты, «пиарщики» строить станции и монтировать оборудование не умеют. Все порушенное необходимо возрождать.

Но когда? Ведь дефицит мощности уже взял РФ за горло.

Еще одна примечательная деталь: в государстве перед лицом острейшего энергетического кризиса нет органа, отвечающего за сбалансированную энергополитику.

В СССР имелись Миннефтегаз и Минэнерго. В РФ до недавнего времени - Минтопэнерго. Сегодня существует совершенно недееспособное Минпромэнерго, занятое всей-всей промышленностью. От производства презервативов - до добычи газа и строительства самолетов. А значит, это министерство на деле ничем не занимается.

ТРИУМФ РАСЧЛЕНЕНИЯ

Одно обстоятельство отметим особо: это «великая реформа», проведенная А.Чубайсом в электроэнергетике. По своим последствиям она напоминает нашествие тупых варваров, разбивающих и разрушающих все на своем пути.

Итак, вместо научно организованной, глубоко рациональной по устройству «Единой энергосистемы» создается некая вымученная «рыночная» система. В ней искусственно «нарезанные» генерирующие компании (ОГК и ТГК) отделены от сетевых предприятий, в особые «епархии» выделены диспетчеры, торговцы, распределители. Как будет работать сия каша - непонятно. В прежние времена за стабильное и бесперебойное энергоснабжение территорий полностью отвечали местные вертикально-интегрированные компании - локальные «энерго». Они занимались и генерацией, и передачей, и сбытом. Они были достаточно мощны, чтобы привлекать средства, обновлять оборудование, в случае чего - звать на помощь ремонтников. Теперь за безаварийную работу не отвечает никто. А дробление отрасли на сотни компаний приведет лишь к росту численности управленческого аппарата в несколько раз.

Вот пример чубайсова либерального «творчества»: наши электростанции раздали по искусственно скроенным компаниям. Самые крупные из них - шесть оптовых генерирующих компаний (ОГК). Но посмотрим на них внимательнее: это же карлики, нежизнеспособные уродцы! Их средняя мощность - 8 миллионов киловатт, на порядок меньше, чем у компаний-лидеров энергетики в США, ЕС или КНР. При этом станции этих ОГК разбросаны по всей РФ, отделены друг от друга тысячами километров. Скажем, у ОГК-2 они расположены в трех экономических районах, у ОГК-4 - в четырех (раньше эти районы относились к ведению ОДУ - объединенных диспетчерских управлений). Следовательно, такие ОГК не будут отвечать за снабжение конкретной территории. А ремонтные службы им придется, видимо, возить самолетами.

- Управлять такой разноцелевой системой, «инфарктной» по сложности и запутанности связей, фактически невозможно, - убежден Виктор Кудрявый. - Созданные в результате таких «преобразований» имущественные и организационные барьеры уничтожат оперативность, столь нужную при принятии самых ответственных решений в отрасли. Только на неизбежных согласованиях окажутся потерянными недели и даже месяцы. То, что электроэнергетика РФ еще работает, связано с тем, что все еще существуют единый собственник - РАО «ЕЭС» и управленческая «инерция» от многолетней совместной работы руководителей на местах...

Но, добавим мы, РАО «ЕЭС» летом 2008-го официально перестанет существовать. А инерция - не вечна. Не станем ли мы свидетелями не только «электрического голода», но и быстрого развала отрасли, ее полной дезорганизации?

А в глаза, тем временем, катит еще одна беда: нехватка природного газа плюс отпуск на волю электрических тарифов в 2011 г. И еще - установление в РФ фактических европейских цен на природный газ в 2014-м.

ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ ШОК

Давайте решим простую задачку: что будет с ценой на электричество, если его на всех в РФ уже не хватает и если к энергопитанию не могут подключиться как минимум семь потребителей из десяти новых? Правильно - цены на киловатт-часы, отпущенные на свободу, рванут вверх. Причем в разы. Даже если топливо для электростанций не подорожает. Полное освобождение цен на электричество - это 2011 год. Вряд ли до этого срока удастся ввести в строй 30 миллионов киловатт новых мощностей, вряд ли энергоемкость нашей жизни упадет на 30-40 процентов.

Но дело в том, что топливо как раз подорожает, причем в два-три раза как минимум. Почему? Потому что электростанции в европейской части РФ, где живет большинство ее населения, на 90% питаются природным газом с Ямала. А в планах власти и «Газпрома» - к 2014 г. поднять цены на «голубое топливо» внутри страны до европейских уровней (минус транспортные расходы). То есть, в итоге расценки на электричество вырастут уже не троекратно, а как минимум вчетверо-впятеро.

А теперь прикиньте: что ждет тогда Росфедерацию, где сырье на предприятия приходится возить за тысячи верст по электрифицированной железной дороге? Где газ приходится поставлять из Сибири в предуральскую РФ, качая его с помощью электрических насосов по тысячекилометровым трубопроводам? Правильно: целые отрасли производства окажутся под угрозой банкротства, миллионы людей лишатся работы, а разоренные высокими тарифами на газ, электричество и тепло региональные и городские бюджеты утратят еще и поступления от промышленности. Начнется падение производства - как в 1992 г. после либерализации цен и инфляционного шока. Снова разбушуется инфляция, начнутся массовые неплатежи за энергию - и массовые бунты при неизбежном отключении неплательщиков. Немного такой политики - и РФ ждет энергетический шок, а затем и коллапс.

Какой муд...рец додумался устанавливать внутри РФ европейские цены на газ? У нас что - европейский мягкий климат, тамошние «кукольные» расстояния, европейские зарплаты? Да в Европе промышленности-то почти не осталось: ее всю в Азию повыводили! А у нас она на месте, и у нее энергоемкость - дай Боже.

Но мы снова усложним задачку: кроме взвинчивания цен на электричество и природный газ введем новое условие - дефицит природного газа. Его уже сейчас в РФ не хватает. Чтобы не сокращать экспорт газа в Европу (РФ без такого источника доходов просто умрет), «дыру» в балансе приходится затыкать за счет закупок газа в Туркмении и Узбекистане. Но Ашхабад и Ташкент также хотят повысить цены на свой газ до европейского уровня. Но даже при этом газа все равно не хватает. Дело в том, что электроэнергетики настаивают на том, чтобы «Газпром» поставлял им еще больше «голубого топлива». Практически все новые станции и энергоблоки проектируются в расчете на газовое топливо. Но «Газпром» категорически отказывается увеличивать поставки для выработки электроэнергии. Ему негде взять столько газа, чтобы удовлетворить сразу:

- покупателей в Европе;

- банки-кредиторы (им нужно отдавать долги за ссуды, взятые под строительство новых газопроводов);

- нужды населения РФ;

- нужды ее внутренних потребителей-переработчиков газа (химическую промышленность)

- электроэнергетику Росфедерации;

- нужды Украины, Белоруссии, Молдавии и т.д.

Пока нехватка газа в Росфедерации покрывается за счет его ввоза из Средней Азии. А что будет, если Западу после 2011 г. все же удастся проложить газопровод по дну Каспия в обход РФ - и пустить по нему туркменский газ? Даже подумать страшно. То есть, помимо дикого взвинчивания цен на газ и электричество вырисовывается и перспектива элементарной нехватки топлива!

НЕ НУЖНО НАЦИОНАЛЬНОГО САМОУБИЙСТВА...

Н-да, РФ, кажется, решила покончить жизнь самоубийством.

Когда слушаешь бодрые речи больших начальников РФ о перспективах роста экономики и благосостояния народа, о скором удвоении ВВП, о грандиозных программах в высоких технологиях, тебя поневоле охватывает странное чувство. Уж не в виртуальном ли мире живут наши большие политики? Какое, к бесу, может быть удвоение ВВП при таком состоянии энергетики? Какой рост промышленности можно обеспечить при острой нехватке электричества? О каких десяти «годах стабильности» («годах без потрясений») вы разглагольствуете, если угроза электрическо-газового коллапса только нарастает?

Кажется, в Кремле и на Старой площади просто не понимают, что происходит в энергетике, не видят размаха возможного кризиса. Они на десять лет отдали важнейшую для национальной безопасности отрасль на откуп Чубайсу и его команде. Хотя не этот ли деятель приводил к катастрофе и кризису все, чем ему когда-либо пришлось заниматься? Вспомните: приватизация - такая, что ликвидацией ее последствий придется заниматься еще и нашим потомкам. Управление государственными финансами - крах 1998 года. Неужели они думают, что занятия Чубайса электроэнергетикой станут счастливым исключением?

При Ленине был лозунг: «Все - на борьбу с Колчаком!». Сейчас впору писать на растяжках: «Все - на борьбу с энергетическим коллапсом!» Уже сегодня нужно денно и нощно искать выход из отчаянного положения. Срочно верстать антикризисную программу. Ведь, помимо Чубайса, в стране полным-полно настоящих профессионалов. Они уже сегодня предлагают - восстановить вертикально интегрированные компании в отрасли, выделить строительство новых мощностей в отдельное ведомство, принять национальную программу энергосбережения. Может быть, пора послушать все же настоящих управленцев, а не наглых дельцов, создавших себе дутую славу «лучших менеджеров»?

Предотвратить энергетический кризис в РФ, судя по всему, уже невозможно. Можно лишь смягчить его, свести к минимуму - и ускорить время выхода из бедственного положения. Однако нужно спешить. Счет сегодня пошел на месяцы. Если власти потеряют драгоценное время, последствия для Росфедерации могут быть самыми трагическими.

«Чубайсов крест» нависает над нами, на горизонте - маячит «газовая камера»...