Судьи не решаются давать большие сроки за налоговые преступления

На модерации Отложенный Судьи не решаются давать большие сроки за налоговые преступления

Угодить в тюрьму за налоговое преступление в России сегодня непросто. Судьи, как правило, дают уклонистам условные сроки или лишают их права заниматься той или иной деятельно­стью. При этом на скамье подсудимых оказываются в основном представители малого бизнеса. К таким выводам пришли в своем исследовании эксперты консалтинговой компании Tax Group.

Как говорится в исследовании, проведенном на основе материалов судебной практики за 2007 год, за налоговое преступление в чистом виде сегодня оказаться за решеткой сложно. Уклонистам, которые все-таки отправляются в тюрьмы, обычно вменяются в вину параллельные преступления, например лжепредпринимательство, присвоение, подделка документов.

По словам управляющего партнера Tax Group Дмитрия Путилина, ситуация пока складывается явно в пользу провинившихся бизнесменов. Эксперты компании проанализировали 170 уголовных дел по уклонению от уплаты налогов. Приговоры по ним были вынесены в 2007 году. Оказалось, что фигуранты лишь двух дел получили реальные сроки. Остальные уклонисты отделались условными сроками, отстранением от должности и штрафами. По словам г-на Путилина, в течение года до суда доходили в основном дела, где фигурировали небольшие суммы. Авторы исследования предполагают, что крупные компании просто не доводят дело до суда, используя коррупционный ресурс».

Общий вывод таков, что, несмотря на «дело ЮКОСа», «дело «Русс­Нефти» и другие нашумевшие дела, правоприменительная практика в отношении налоговых преступлений в России остается «мягкой» и «либеральной». И это вполне естественно, считает руководитель группы налогового арбитража юридической компании «Вегас-Лекс» Олег Баженов. «Все лица привлекаются впервые, это не рецидивисты. Явной угрозы обществу они не представляют. Поэтому нет необходимости их изолировать», — поясняет он.

Налоговикам часто удается доначислить суммы, но не потому что у налогоплательщика был какой-то умысел, а потому что налоговое законодательство может трактоваться по-разному, напоминает руководитель налоговой практики в СНГ Ernst & Young Петр Медведев.

В прошлом году Верховный суд выпустил постановление, которое сейчас является ключевым для судей при рассмотрении дел о налоговых преступлениях. В нем определено, кто и по каким основаниям может быть привлечен к уголовной ответственности. Однако, как считает эксперт по налогам юридической компании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры» Вадим Зарипов, для судей все еще остается много неясностей при рассмотрении налоговых преступлений. Кроме того, в судах общей юрисдикции среди служителей Фемиды пока не так уж много хороших специалистов по налогам. «Возможно, будучи не совсем уверенными в своей правоте, судьи признают вину подсудимого, но при этом не дают большие сроки», — предполагает г-н Зарипов.

Однако политика судов в отношении уклонистов, по мнению Олега Баженова, все же не очень отстает от европейского уровня. В течение ближайших лет политика будет становиться все менее мягкой.

Минфин проверяет аудитора
Аудиторская палата России и институт профессиональных бухгалтеров по заданию Минфина проводят проверку соблюдения стандартов аудиторской деятельности компанией «ПрайсвотерхаусКуперс Аудит» (российское подразделение PricewaterhouseCoopers, PwC). Как сообщила РБК daily директор по маркетингу и коммуникациям PwC Екатерина Шапочка, проверка была начата еще весной и должна завершиться на этой неделе, правда, пока нет даже ее предварительных итогов. В ходе контрольных мероприятий чиновники Минфина проверяют качество аудиторских услуг компании и их соответствие закону об аудите. В PwC не скрывают, что проверка началась после того, как налоговая служба обвинила компанию в том, что она фактически являлась участником схемы ухода от налогов, использовавшейся ЮКОСом.