Грузинские власти недосчитались пленных

На модерации Отложенный Россия и Грузия вчера обменялись военнопленными: домой вернулись 5 российских и 15 грузинских военных. Официальный Тбилиси считает, что российское командование вернуло не всех. Нерешен и вопрос с осетинскими ополченцами и жителями грузинских сел, которые остаются в плену и не были обменяны, поскольку военнослужащими не являются. По мнению эксперта Центра Карнеги Алексея Малашенко, это может стать поводом для нового конфликта.

Обмен пленными по принципу "всех на всех" проходил у поселка Игоети в 35 км от столицы Грузии. Посредником выступал Международный Красный Крест. С обеих сторон к посту подошли несколько машин с большими красными крестами на бортах. Россия вернула Грузии 15 пленных, Грузия России — 5. Среди них были и два российских летчика, которые были сбиты грузинскими силами ПВО в ходе бомбардировок Гори. Пилоты находились в больнице, и накануне обмена их навестила супруга президента Михаила Саакашвили Сандра Руловс. Летчики заявили, что с ними обращаются очень хорошо, они идут на поправку, раны заживают, и они начали читать на русском языке даже классиков грузинской литературы.

А вот грузинский военнопленный Мамука Мгеладзе заявил журналистам, что с ними обращались очень плохо. Часть пленных находилась во Владикавказе в следственном изоляторе: их часто били и практически не кормили. По словам Мамуки Мгеладзе, во Владикавказе и Цхинвали остались еще трое грузинских военнопленных.

Разночтения в численности привели к срыву обмена пленными в понедельник. Официальный Тбилиси был недоволен тем, что в списке оказалось всего 14 фамилий. Глава аналитического департамента МВД Грузии Шота Утиашвили, ссылаясь на слова генерала Вячеслава Борисова, утверждал, что в плену находятся более 80 грузинских военных. Российское командование этого не признает "Но если у вас,— обратился к Грузии замначальника Генштаба Анатолий Ноговицын на пресс-конференции в Москве,— есть этот список из 80 человек, дайте нам его, и мы проверим.
Если вы такие осведомленные, то откуда такая информация поименная?"

Госминистр Грузии по реинтеграции Тимур Якобашвили, который вел переговоры об обмене военнопленных, сообщил "Ъ", что на самом деле речь идет уже не о грузинских военнослужащих, которых может быть и осталось еще два-три человека, а о сотнях грузинских жителях Южной Осетии. Они, по словам господина Якобашвили, были арестованы и "содержатся в концентрационном лагере, который российские и осетинские военные устроили в бывшем грузинском селе Тамарашени".

По предположению господина Утиашвили, помимо десятков военнопленных в руках россиян находится около 200 мирных жителей. "Их просто похищали, за некоторых осетинская сторона требует выкуп,— сказал "Ъ" господин Утиашвили.— Близким похищенных они говорили: или давайте денег, или добивайтесь, чтобы такой-то осетин был освобожден". По его словам, в грузинском плену тоже есть осетины, захваченные в боях. Точного их количества представитель грузинского МВД не назвал, отметив, что их гораздо меньше сотни. "Будем освобождать и менять. Это война",— сказал он.

По мнению эксперта Московского центра Карнеги Алексея Малашенко, торги за захваченных осетин и грузин на местном уровне привели бы только к обострению ситуации, а чтобы нормализовать ее, российскому командованию следует признать военнопленными всех, кто был захвачен в ходе боев. "Если есть желание не обострять, то переводить это на низовой уровень, на уровень сел было бы нецелесообразно. Если есть желание создавать провокационные моменты, то так и будет сделано,— сказал эксперт "Ъ".— Если начнется выяснение, кто чего грабил, то это повод для конфликта".

Георгий Ъ-Двали, Тбилиси; Роза Ъ-Марьина