Кто зарабатывает на молоке?

На модерации Отложенный Россия — страна парадоксов. На Триумфальной площади на митинг протеста собрались представители сельхозпроизводителей, Аграрной партии и Ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств России (АККОР). Протестовали против роста цен на ГСМ и… продовольствие. Казалось бы, от роста цен на второе село должно только выиграть. На самом деле все наоборот.

— Я сам фермер, — кипятился в беседах с журналистами Вячеслав Телегин, зампредседателя совета Ассоциации, — 512 гектаров под Саратовом. И ответственно заявляю, что так дальше продолжаться не может. Все, что говорится сейчас про успехи в АПК, — только половина правды. Вторая половина — в том, что люди из села бегут, набравшие кредитов крестьяне и фермеры стоят на грани разорения или разоряются.

Представитель сельхозкооператива по переработке молока из Рязани Владимир Литвинов не менее категоричен: “Село не развивается, а загибается. Никаких льгот, рост затрат по электроэнергии и ГСМ никем не компенсируется. А местные власти продолжают творить произвол. Если, к примеру, в Москве установили, что справка о здоровье коровы действительна в течение месяца, то от нас требуют при сдаче молока подтверждать здоровье коровы каждые три дня”.

— Недавно был в Удмуртии, — подхватил горячую тему Телегин, — так там вообще справка требуется на каждое ведро молока.
И это не шутка. А справка, между прочим, стоит 29 рублей. Что при закупочной цене от 3 до 5 рублей остается тогда фермеру?

Закупочные цены действительно упали по всей стране. Как отметил президент АККОР Владимир Плотников, если зимой предприятия-переработчики покупали молоко по 12—15 рублей, то теперь ценовой диапазон составляет от 4 до 6 рублей за литр. Вместе с тем, по данным Плотникова, рост цен на ГСМ на селе с февраля нынешнего года составил уже 37,5%. Село действительно стоит на грани разорения. А на полках магазинов меж тем продукт, продаваемый нам под названием “молоко”, только дорожает. Дорожают и корма, и удобрения, и все, что помогает крестьянам растить скот и урожай. Дешевеет только оплата их труда.

— Я объездил всю страну, налаживая оборудование по переработке молока, — гремел с трибун тем временем следующий выступающий, — и могу вам сказать, что стоимость изготовления 1 литра молока (с пакетом, энергией, складами, холодильниками) на предприятии не превышает 5 рублей. Так почему молоко продается по 40—50 рублей за литр? Откуда эти деньги появляются? Где они?

Где-где… Не в Караганде же. В длинной цепи посредников и перекупщиков, в результате деятельности которых мы уже покупаем продукты по ценам, зачастую выше европейских и США.