Учимся активно слушать

На модерации Отложенный

Слышит ли вас человек, заполняющий беседы в паузе своевременным "угу"? Что такое активное слушание? Чем оно полезно слушателю и рассказчику?

Для многих людей "слушать" означает "сидеть, молчать, смотреть в рот и поддакивать". Таких людей можно понять. Они учились такому слушанью в школах, институтах, на планерках и многочисленных работах. Они не видели другого способа слушать, кроме этого унизительно потакания стремлению вышестоящего почувствовать себя значимым. Они не знают, что можно слушать иначе. И живут так, по привычке уходя в собственные мысли, когда возникает необходимость выслушать кого-то. Живут, всеми силами подавляя в себе мысль о том, насколько унизителен по отношению к любому, считающему себя человеком, этот навязанный с детства вид слушанья.

Притом унизителен этот способ не только по отношению к слушателю. Человек, стремящийся, чтобы его слушали именно так, унижает себя в глазах любого, кто хоть немного понимает в сути вещей. Ведь именно этим учитель, преподаватель, руководитель расписывается в своей неполноценности, говорит во всеуслышанье – "Простите, но я не умею воспринимать иные точки зрения, не умею аргументировать и – совершенно беспомощен в общении с умным и знающим человеком". Тот, кто принуждает других к молчанию, хоть и кажется самому себе эталоном мудрости, в действительности является испуганным и загнанным в угол человеком. Он боится, что его посчитают дураком, если он не поймет чьей-то мысли... притом зачастую осознает, что и так его никто не считает умным и что, расходясь с планерки, подчиненные вовсю смеются и обсуждают очередную тупость своего начальника.

Многие психологи говорят о том, что хорошие слушатели ценятся в любом коллективе. И – есть те, кого эта концепция вынуждает подавлять естественное стремление к диалогу, топить всплывающие мысли, делать заинтересованное лицо – и все для того, чтобы другой человек начал тебя ценить. С моей точки зрения такие "слушатели" ничем не отличаются от проституток, но если последние торгуют телом, эти пытаются торговать душой. Ради денег, служебного повышения или теплого слова они позволяют морально насиловать себя, ставая из человека услаждением чужого себялюбия.

Хотя есть в этом плюсы. Многие болтуны ради великой цели карьерного роста умудряются таки замолчать, чему многие окружающие оказываются несказанно рады.

Точно так-же слово "говорить" для многих людей означает "начать трындеть и не затыкаться". О, таких людей можно понять. Они не умеют иначе. Они видели, что так говорят их мать, отец, дедушка с бабушкой, учителя и начальники.

Процесс общения для таких людей похож на помешивание кастрюли с борщем – или на разбор сундука с марионетками. Буль – всплыло – рассказываем – всплыло – рассказываем. К одной мысли цепляются другие, к другим третьи, к третьим четвертые – будто марионетки, спутавшиеся веревочками. Процесс разговора для таких людей является чем-то стихийным и неподконтрольным, очередная всплывшая мысль сносит все и вся на своем пути к языку. И даже если присутствует смутное стремление направить свою особенность говорить в более мудрое русло, оно с одной стороны не осознается, с другой – человек не видит путей, возможностей и примеров того, как это можно сделать.

Сейчас пропагандируется много методик обучения эффективной речи либо ораторскому искусству. Конечно, в ней есть свои плюсы – много застенчивых либо не умеющих говорить людей в итоге начинают выдавливать из себя слова и предложения, но, даже овладев методикой, человек оказывается подобен ребенку, который встал на ноги, но совершенно не представляет, куда надо идти.

– Хорошо, мы знаем, как неправильно слушать. Но... как слушать иначе? – спросит кто-то из особо рьяных читателей.

Есть другой вид слушания. Его часто называют "активным слушаньем" и сводят к переспрашиванию, дабы точней понять, что собеседник хотел сказать. Активное слушание гораздо шире и глубже, чем переспрашивания после фраз.
Начинается оно еще до момента общения – с того, что собеседнику – и его точке зрения – не дается оценка ни до начала разговора, ни в процессе. Кроме этого собеседник признается равным, обладающим своим индивидуальным видением истины, которое может дополнить ваше.

В процессе общения собеседника нейтрально-позитивно слушают. Это весьма сложно для многих, привыкших вставлять то-что-у-них-в-борще-всплыло... и особенно сложно для тех, кто привык, слушая, мимикой и хмыканьем показывать пренебрежительное отношение к мыслям другого.

Когда наступает естественная пауза (если все не наступает, ее инициируют), собеседнику пересказывают то, как поняли его речь и спрашивают, все ли понято. Ни оценки, ни хмыкнья, ни презрительной мины. Просто надо убедиться, верно ли поняли человека.

Очень часто слушающий, узнав, что все правильно понял, говорит "Хорошо" – и уходит. Это вызывает сильное недоумение у ораторов. Почему? Существует заблуждение, что чужую точку зрения надо либо опровергнуть, либо принять, как абсолютную истину. Умение активно слушать выводит человека за пределы этого заблуждения. Вовсе необязательно опровергать точку зрения. И не надо делать это лишь потому, что она отличается от вашей. Точно так же необязательно принимать точку зрения за абсолютную истину и начинать ей следовать.

Моя личная аналогия – чужая точка зрения, как обед. Может быть вкусной, может не очень, в любом случае организм возьмет оттуда все полезное, а бесполезное выведет с не-буду-говорить-чем.

Вместе с кажущейся миролюбивостью активное слушанье работает на более глубоком уровне, чем обычное – и позволяет не только останавливать тех, кто пытается навязывать свою точку зрения, но и вопросами приводить людей к тому, что нужно вам.

Говорить тоже можно иначе. Несмотря на всю пропаганду ораторского искусства, речь в первую очередь должна соответствовать требованиям места и времени. Людям постоянно говорят то, что неуместно здесь и сейчас. И критерий соответствия почти всегда внутренний, весьма приблизительно соответствующий происходящему снаружи. Например, на редкость много тех, кто считает, будто любое задание начальника не соответствует требованиям места и времени – и что, будь оно сказано когда-то "потом" – или лучше завтра после обеда, – будет воспринято с большим рвением.

Точно так же надо уметь правильно преподать сказанное. Редким качеством является умение преподнести информацию ненавязчиво, на равных, без фамильярности, оставляя за человеком право на свое мнение – не унижая ни себя, ни другого.

Многие люди, жившие на территории Советского Союза, умеют преподносить свою точку зрения двумя способами: как начальник подчиненному – тут подразумевается унижение к собеседнику – и как подчиненный, унижая себя. Почему-то бытует заблуждение, что чем сильней ты унизил себя, тем больше шансы быть услышанным. Того, кто унизил себя, услышит лишь желающий чужого унижения. Много ли удовольствия осознавать, что ты оказался правым лишь потому, что позволил вытереть о себя ноги?

Также важны для речи открытость и честность. В любой группе, будь то уличная тусовка или коллектив какого-либо отдела, через некоторое время будут больше прислушиваться к тому, кто меньше врет. К сожалению ложь стала настолько распространенным явлением, что люди даже не понимают, насколько сильным – и мощным – инструментом является правда. И не в том смысле, что ее прячут, иногда извлекая в виде компромата, а в том, что можно добиваться своего без лжи, преподнося правду так, чтобы добиться желаемого. Если кто-то не понял – многие совершенно не умеют быть открытыми и правдивыми. Либо режут правду-матку, оскорбляя всех и вся, либо собирают втихую, дабы потом унизить человека. Только оказывается, что можно говорить правду, при этом не оскорбляя людей, отвечая не на вопрос-заданный-словами, а на его глубинную суть.

Пример диалога (глубинная суть в скобках). "Как тебе этот дизайн? (Правда, я хороший?)" – спросит начинающий дизайнер. Можно, конечно, ответить – "Говно полное! (Ты ни на что не годный ублюдок!)". Это будет правдой. Можно ответить – "Я бы поменял шрифт на более читабельный и увеличил отступ от краев. (Ты можешь стать хорошим, но для этого придется поучиться)". Это тоже будет правдой. О, вы не знали, что правды бывают разными? Наверно вы много врете.