Россия незаменима в процессе установления мира в Ливии

Международная конференция в Берлине по вопросу урегулирования кризиса в Ливии подошла к концу. Глава ЛНА Халифа Хафтар и лидер так называемого ПНС Файез Саррадж покинули мероприятие, отказавшись от участия в итоговой пресс-конференции. Единственное, с чем были согласны представители Ливии – формирование военной комиссии 5 на 5. Однако этот вопрос был поставлен ещё в Москве 13 января.

Стоит отметить, что ливийская сторона была приглашена в Берлин по настоянию России, хотя изначально европейские страны планировали провести мероприятия без них. Это уже говорит об исходных целях западных государств в отношении североафриканской страны.

Меркель заявила, что берлинская встреча сыграла важную роль в поддержке «усилий» ООН по ливийскому урегулированию. Также, по словам канцлера ФРГ, участники договорились от всеобъемлющем плане урегулирования. Правда, о каком плане идет речь, непонятно, если лидеры сторон конфликта показали своё недовольство риторикой западных руководителей и отказались от участия в мероприятии.

Удивительно, но хотя бы Генсек ООН Антонио Гуттереш признал, что без согласия сторон конфликта невозможно создать механизм наблюдения за установлением перемирия в Ливии. Различия в подходах к разрешению ситуации велики, поэтому Хафтар и Саррадж не дают своего согласия.

По сути, все озвученные итоги пресс-конференции сводятся к повторению истории 2015 года, когда под диктовку ООН были подписаны Схиратские соглашения.

Именно благодаря этому и появилось террористическое ПНС, взявшее на себя функции исполнительной власти во время переходного периода. Правда, легитимность ПНС утратило раньше завершения действия соглашений.

Используя политическую нестабильность и низкий контроль за добычей нефти, Саррадж заручился поддержкой западных стран. ПНС начало собирать под своё крыло местные бандформирования и террористические группировки, а после заручилось поддержкой Турции. В обход наложенного эмбарго Анкара предоставляла ливийским боевикам оружие и боевую технику.

Западные лидеры озабоченны ситуацией в Ливии только из-за желания получить контроль над доходами от добычи нефти, а не по причине катастрофической гуманитарной ситуации. Собственно, мнение самих ливийцев им неинтересно, поэтому Хафтар и Саррадж и покинули мероприятие. России в ходе встречи 13 января удалось добиться гораздо больших успехов, когда стороны хотя бы договорились о соблюдении режима прекращения огня.

Встречи под эгидой ООН уже давно изжили себя. Разрешение ситуации в Сирии и урегулирование ливийского конфликта показало, что Россию невозможно заменить в вопросе миротворчества, поскольку только она может спасти африканскую страну.  На Запад, разрушивший государство, возлагать надежды бессмысленно – «горбатого могила исправит». Поэтому и остается надежда на дипломатию Москвы и здоровые силы в самой Ливии.

13
1059
-2