Забыть договор, вспомнить ракеты

На модерации Отложенный

США решили покинуть Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (ДРСМД) в том числе из-за действий Китай, заявил помощник американского президента по национальной безопасности Джон Болтон. «Они не являлись стороной ДРСМД, поэтому были вольны делать, что захотят. Это одна из причин, по которой президент Трамп вышел из договора», - объяснил Болтон в эфире телеканала Fox News.

Помощник Трампа добавил, что Вашингтон старается обеспечить безопасность своих союзников в Южной Корее и Японии, поэтому уже изучает варианты по размещению американских ракет в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Он считает необходимым проведение широкой дискуссии в США о том, в каком направлении движется Китай в плане развертывания своих вооруженных сил и экономической политики.

Заявление Болтона выглядит авантюристичным и непродуманным, свидетельствуя о том, что США начинают вести активные провокационные действия сразу на два фронта. Традиционно считалось, что все основные американские ракеты будут размещены в Европе.

США в большей степени озабочены таким регионом как Восточная Азия. Главным конкурентом в этом регионе и в глобальном масштабе для США выступает именно Китай, он претендует на роль глобальной сверхдержавы если не по форме, то по содержанию.

Размещение ракет в Азии может резко изменить геополитическую ситуацию и уровень отношений США с Китаем. Если события продолжат развиваться ускоренными темпами, то можно говорить о начале масштабного противостояния по принципу Холодной войной. До этого обе стороны избегали столь резких высказываний в адрес друг друга.

Как накануне объяснил журналистам секретарь Совета безопасности РФ Николай Патрушев, Вашингтону «нужен был повод для того, чтобы выйти из договора, и этот повод они нашли для себя, и для своих партнеров». При этом в отличии от России, обвинения США в адрес которой по ракете 9М729 необоснованны, американцы последовательно нарушали условия ДРСМД сразу по нескольким направлениям.

Выход США из ДРСМД шаг не только антироссийский, его можно рассматривать и как антикитайский шаг, и всего есть два сценария для США.

По первому из них они устанавливают ракеты средней и меньшей дальности в Европе и Азии. Таким образом, с одной стороны РФ и Китай еще больше консолидируются на антиамериканской основе, а с другой наносится еще больший удар по евроатлантической солидарности. По второму сценарию, ракеты США размещаются только в Азии.

Из слов Болтона и визита нового министра обороны Марка Эспера в Азию вытекает, что главным приоритетом для размещения ракет становится именно Азиатско-Тихоокеанский регион. Мы наблюдаем принципиально новый момент в американской стратегии, ибо они начинают воспринимать данный регион как главный источник своей головной боли. До сих пор они так и не выработали никаких мер влияния на КНДР и не придумали ничего для решения вопроса денуклеаризации Корейского полуострова.

В рамках торгово-экономической войны против Китая гордиться тоже особо нечем. По существу получается, что противостояние с Китаем для США сегодня гораздо более важный приоритет, чем введение санкций против России. Американское руководство уже осознало, что с помощью торгово-экономических мер повлиять на Китай не удается, поэтому они начинают подключать военные средства.

В данном случае размещение ракет среднего радиуса действия способно резко осложнить все виды отношений США с Китаем. С моей точки зрения, планы Болтона не продуманны и могут дать обратный эффект, так как будут способствовать военному сотрудничеству Китая с Россией. Все-таки размещение ракет в Японии, Южной Корее или даже на Тайване затрагивает интересы России, создавая угрозы для Дальнего Востока.

Напомним, что ранее президент США Дональд Трамп предложил договор «нового поколения» по ограничению ядерного оружия. Он предложил, чтобы в него вошли США, Россия и Китай, и чтобы он охватывал бы все типы ядерного оружия. Но на практике заключение трехстороннего договора проблематично, считают эксперты. Китай пока не склонен к таким соглашениям, а развитие китайских вооруженных сил идет по своему пути. Кроме того, вовлечение Китая в новый договор может запустить «эффект домино» в сфере контроля над вооружениями.