Разделяй и властвуй Или создай альтернативу

 

  

РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ.

ИЛИ ИСПОЛЬЗУЙ АЛЬТЕРНАТИВУ

 

    Недавно на Росбалте была опубликована статья  известного аналитика  Дмитрия Травина с интригующим названием «Тайна конфликта Кадырова с силовиками» (http://www.rosbalt.ru/blogs/2015/07/30/1423920.html)

 

    Д. Травин на историческом примере разбирает, как умный правитель использует побежденных иноверцев для подавления сопротивления своих же соратников, проявивших потом недовольство. Это он относит не только к иноверцам, но и к иноземцам, и к поверженным представителям старых классов. Так поступал Иосиф Сталин. Он привлекал для работы в карательных органах обиженных большевиками представителей старых классов, у которых были основания мстить победителям. Следовательно, и Путина можно оценивать с этих позиций. Поэтому Кадыров и его люди – важнейший элемент устойчивости нынешней политической системы. Этим и объясняются, как отмечается в статье, значительные объемы финансирования Чечни за счет федерального бюджета, а также абсолютную неприемлемость для Кремля лозунга русских националистов, призывающих ограничить поддержку Кавказа.

 

    Если использовать закон диалектического материализма -  единство и борьба противоположностей как источник развития,- или, что то же самое, законы кибернетики, можно внести уточняющие дополнения к интерпретации «Тайны конфликта Кадырова с  силовиками»,  предложенной Дмитрием Травиным.

 

    В Википедии о кибернетике сказано так: «Киберне́тика (от др.-греч. κυβερνητική — «искусство управления») — наука об общих закономерностях получения, хранения, передачи и преобразования информации в сложных управляющих системах, будь то машины, живые организмы или общество».

   

   Эту науку связывают с именем Норберта Винера, считающимся ее основоположником. Но есть другая точка зрения, высказанная академиком Никитой Моисеевым (1917-2000) в его книге «Люди и кибернетика». Н. Моисеев  основоположником этой науки считает прежде всего польского ученого Бронислава Трентовского, написавшим еще в 1843 году книгу «Отношение философии к кибернетике как искуству управления народом».

   

    Б. Трентовский пишет: «Кибернет не проектирует будущее, как некий радикальный философ, - он позволяет будущему рождаться своим собственным независимым способом. Он оказывает будущему помощь как опытный и квалифицированный политический акушер». Н. Моисеев отмечает, что с точки зрения социологии кибернетика Б. Трентовского гораздо богаче и содержательнее, чем у Н. Винера. С этих позиций и следует оценивать любого верховного правителя, в том числе Путина.

 

   Чтобы понять, как Путин-управленец использует противоборство силовиков и Кадырова, надо сначала понять, как работают машины в автоматическом режиме, не забывая о том, что законы кибернетики универсальны и применимы как в технике, в биологии, так и в обществе. Двигаемся от простого к сложному. Для начала рассмотрим, как работает обычный бытовой холодильник. Он автоматически включается или выключается в зависимости от повышения или понижения температуры до пределов, при которых датчик температуры посылает команду на включение – выключение. Эта операция называется обратной связью в теории технического управления. А в «искустве управления», если не забывать это древнегреческое определение кибернетики, то управленцу-кибернету для управления элитами, народом и процессами, происходящими в обществе, также необходима обратная связь, чтобы знать, как отзываются его действия..

 

    Обратная связь бывает положительной и отрицательной. В первом случае это информация кибернету, что общественный процесс развивается правильно и его менять не требуется. Во втором случае требуются перемены. В примере с холодильником используется отрицательная обратная связь, так как требуется смена режима с понижения температуры на повышение или наоборот.

 

    В своей книге Н. Моисеев обращает внимание читателя на еще очень важный параметр в теории технического управления. Это качество управления. Применительно к холодильнику это оптимально выбранный диапазон перепада температур, который компромиссно необходим и достаточен для сохранности разных продуктов, но и оптимальный по конструктивным соображениям. Так, например, если уменьшить диапазон перепада температур, выбранный компромиссно с точки зрения сохранности продуктов, это им не повредит, но неоправданно усложняет конструкцию.

 

     Как любой верховный правитель, Путин озабочен тем, чтобы не попасть ни под дворцовый переворот, ни под Майдан. Для того, чтобы правящая элита не учинила дворцовый переворот (как Хрущеву), надо ее разделить на части. Прием известный – разделить и властвовать. Или, что то же самое, создай альтернативную часть. Противоборствующих частей должно быть как минимум две, но равные по взаимному влиянию, силе и авторитету для создания сдержек и противовесов во власти.

Влиятельный Кадыров и его люди как противовес и есть оптимальный вариант управления элитами. Но, заметим, динамического управления, когда Путин может придержать чуть вырвавшихся вперед, а немного ослабевших поддержать (аналогично тому, как включением –выключением холодильника поддерживается небольшой перепад температур в нем). Именно этим можно объяснить то, почему расследование убийства Немцова вроде как идет, но вроде как пробуксовывает.   

 

    Теперь про Майдан. Зашкаливающая поддержка населения с патерналистским сознанием помогает власти не допустить Майдан, но нет гарантий, что так будет и дальше. Высокий рейтинг - продукт скоропортящийся в случае критического падения жизненного уровня населения, особенно в сочетании с потерями внешними. Допустим, с поражением в русско-американской войне, которая ведется на территории Украины. Американцы для войны используют Украину по схеме «разделяй и властвуй». Для этого там была разыграна  националистическая карта. Вот точка зрения известного американского историка Стивена Коэна, который о себе высказался так:

«Меня можно назвать ветераном программ исследований России
— участию в них я посвятил 45 из 50 лет моей научной карьеры».

Стивен Коэн в статье «Украинский кризис» пишет. «Его (Януковича) вынудили уйти. Это событие, которое можно толковать
по-разному (либо как переворот — что делают русские, либо как славную демократическую революцию — как считают некоторые на  Западе  и на самой Украине), вызвало протесты на востоке Украины. Дело в том, что Янукович представлял именно их, его электоральная база находилась в основном в Восточной Украине. Это стало причиной, прямой или косвенной, присоединения к России Крыма. И положило начало происходящей ныне гражданской войне между двумя частями Украины — преимущественно пророссийскими восточными областями, граничащими с Россией, и западными провинциями.

Эта гражданская война вызвала новую «холодную войну» между Соединенными Штатами и НАТО — с одной стороны и Россией — с другой. Сейчас она стала, как мы говорим, американо-российской «войной по доверенности». Бесспорно, Россия в военном отношении поощряет боевиков (или сепаратистов, если вы предпочитаете именовать их так) в восточной части Украины. А Соединенные Штаты чуть менее открыто финансируют армию Киева».

    

    Россия (подразумеваем Путин), увернувшись от прямого втягивания в войну и  помня  афганский сценарий, использует сопротивление Донбасса Киевской хунте (аналог Кадыров и силовики), создав для Америки на Украине подобие Вьетнама. В том смысле, что цель Америкой не достигнута, а тратиться на Украину все накладнее.

 

    Борющийся Донбасс в качестве противовеса Киевской хунте - это управленческий инструмент, используемый Кремлем в качестве бумеранга американскому  «разделяй и властвуй».  Цель - управление созданием нового мирового порядка, основанного на многополярности мира взамен однополярного, который стремятся сохранить США. Но этот противовес динамический, так как Кремль балансирует, удерживаясь от крайностей. С одной стороны это националисты-милитаристы, требующих «Путин, вводи войска». С другой, – пятая колонна, которая считает ошибкой взятие Крыма и поддержку сепаратистов.

 

    Если пойти на поводу у националистов, то победа военным путем несомненно  будет достигнута, но возрастут издержки: изоляция страны и усилятся экономические санкции, а международный авторитет упадет. Да и народ на Украине в значительной его части будет относиться к российской армии не как к освободительной, а  как к оккупационной.

 

    Теперь вариант второй. Америка ничего злого для нас не замышляла, все выдумал Кремль, чтобы развязать маленькую победоносную войну и списать на нее собственные грехи, Да и реальной нацистской угрозы на Украине не было – Ярош на выборах президента набрал меньше одного процента. А наше участие в войне, прикрытое отпускниками – добровольцами, нечестное.

 

     Но что-то настораживает. Похожее уже было. Вспоминается Гитлер и его умиротворение Мюнхенским сговором. А потом Пакт Риббентропа – Молотова как следствие Мюнхена и все последующее. Так что чума на оба ваши дома.

 

     Назвать процесс по созданию нового мирового порядка, к чему стремится Кремль,  с точки зрения качества управления оптимальным язык не поворачивается, потому что цена у него очень высокая. Самая высокая из них  – человеческие жизни. Не говоря уже о материальных потерях. Также обоюдных.

 

      Оптимальным и качественным было бы, если противоборство Донецка и Киева было не военным, а дипломатическим с постепенным в процессе переговоров уменьшением противоречий между сторонами. Этого как раз добивается Кремль.  Но противник, даже отступая, хочет как раз обратного. Поэтому без войны видимо не обойдется.

 

 

 

0
213
0