Обращение погибшего к майдану. Слышишь, Майдан!

На модерации Отложенный

Слышишь, майдан?

Сергей Кемский, эксперт института политических рисков и перспектив, житель Крыма, погиб 20 февраля в Киеве. За день до гибели он опубликовал обращение к Майдану.

Меня удивляют высказывания, звучащие в последнее время в социальных сетях. Мол, Майдану не хватает смыслов, лидеров, планов, мотивации или еще чего-то. После общения с десятками митингующих Майдана, лично убедился, что у каждого есть свое видение дальнейших действий. Более того, есть возможность обобщить все эти видения, ведь они не противоречат друг другу.

Эта статья - попытка такого обобщения. Я надеюсь, что к конструктивному разговору присоединятся все неравнодушные, и вместе мы сформулируем общий действенный план.

Воплотить в жизнь 5 статью Конституции

Площадь скандирует "Банду геть !" и действительно желает, чтобы нынешние руководители освободили кресла. Вместе с тем, каждый соглашается, что мы здесь собрались не для того, чтобы избрать нового доброго царя.

Требование общества заключается в преобразовании государства из феодального кнута на инструмент самоорганизации общества. Нам больше не нужны пастухи - нам нужны исполнители воли общества, эффективно координировать общественные ресурсы для достижения общих целей. Майдан требует, чтобы люди, наделенные полномочиями, заботились об общественных ценностях, а не о частных.

Кроме главы вертикали власти, много злоупотреблений осуществляют чиновники на местном уровне. От них страдают люди не только в Львове и Киеве, но и в Донецке и Севастополе.

Майдан, в соответствии ст. 5, Конституции Украины, приобрел средство против этого, сформулированное Л. Подервянским. Если выразить это требование, без полттологических терминов, то речь идет о развитии инструментов прямой демократии в Украине.

В частности, мы нуждаемся в юридических инструментах, с помощью которых общество будет влиять на законы и лиц, которые должны воплощать их в жизнь. В идеале - должности начальников райотделов милиции, районных судов, прокуратуры и т.д. должны быть выборными.

Некоторые считают, что общество не готово для такого количества выборов, поэтому на сегодня можно ограничиться правом громады увольнять любого чиновника, который действует на территории этой общины. Например, президента Украины могут уволить все граждане Украины ; главу управления МВД области - жители соответствующей области; председателя апелляционного суда города - горожане этого города, председателя районного суда - люди, проживающие в этом районе ; председателя ЖЭКа - жители домов, которые обслуживает эта контора.

Для инициирования подобной отставки граждане Украины не обязаны никому доказывать обоснованность своего требования - искать, какую статью какого кодекса нарушил чиновник.

Универсальное основание для увольнения - "потерял доверие граждан".

Если по результатам местного референдума чиновника прогонят с должности - он должен быть лишен всех льгот государственного служащего, а по достижению преклонного возраста получать минимальную пенсию. Он не может быть назначен на любую государственную должность, но не должен ограничиваться в праве быть избранным гражданами на иную выборную должность.

Это необходимо, чтобы после нескольких показательных увольнений они сами уходили в отставку, не дожидаясь, пока народ выразит им недоверие.

Я назвал бы это постоянно действующей люстрацией: очищением не от тех, кто когда-то где-то с кем-то сотрудничал, а от тех, кто теперь ухудшает жизнь гражданам Украины и может совершать данные деяния в будущем.

Для воплощения в жизнь этого требования мы нуждаемся в изменениях законодательства о референдумах по инициативе народа.

Нужно привести к европейским стандартам процедуру инициирования референдумов. Например, в восьмимиллионной Швейцарии для инициирования референдума требуется 50 тысяч подписей - это примерно полтора процента граждан. В 45- миллионной Испании - 500 тысяч - не более одного процента. В Украине эта цифра составляет 3 миллиона подписей или 6,5 процентов населения страны.

Поэтому организовать в Украине "референдум народной инициативы" могут только структуры, имеющие поддержку украинской или зарубежной власти. Формально они будут являться гражданами Украины, но назвать это народной инициативе можно лишь весьма условно.

Поэтому необходимо снизить количество подписей для инициирования референдума до 1-2 процентов жителей территории, на которой проходит референдум.

Представим, что законодательством установлена достаточность 2% населения , то для инициирования референдума об увольнении губернатора Харьковщины потребуется собрать около 55 тысяч подписей; об освобождении мэра Харькова - 35 тысяч подписей ; об увольнении главы милицейского УМВД в Врадиевке - 200 подписей.

Конечно, можно каждый раз райотделы УМВД громить или Майдан собирать. Но проще и эффективнее осуществлять непосредственное народовластие через референдумы - Европа давно в этом убедилась. Те, кто стремится идти в Европу, как и те, кто планирует строить Европу в Украине, должны воспользоваться этим опытом.

Еще один важный момент - результаты референдумов, как проявление народной воли, должны вступать в силу после их утверждения, без решений и позволения органов власти.

Если Янукович уйдет в отставку именно таким способом - общество будет иметь в своих руках надежный способ по устранению от власти любого из его преемников - а это значительно больше, чем просто отставка.

Как добиться принятия такого закона Верховной Радой?

Постоянно действующий Майдан по всей Украине

Общественный сектор Евромайдана состоит из десятков общественных организаций, которые чуть ли не ежедневно образуют координационные центры и провозглашают себя руководителями общественного движения.

Однако, многие уже поняли, что не стоит повторять ошибки политиков - объединяться нужно вокруг принципов, а не личностей.

Поэтому предлагаю всем собратьям Майдана следующие принципы объединения:

1. Принятие решений осуществляется по принципу " один человек - один голос".

2. Представитель общественной организации, формальной или не формальной, имеет количество голосов в соответствии с количеством членов, которые избрали его, чтобы представлять их интересы в Совете общественного сектора.

Поэтому медицинская служба Евромайдана, силы самообороны, волонтеры кухни, как организованные группы, будут иметь различное влияние на принятие решений - но каждый человек, независимо от того, какую именно функцию он выполняет в общем деле, будет равноправным.

3. От каждых 50-150 майдановцев избирается 1 представитель в Совет общественного сектора. Маленькие группы должны скоординироваться между собой и выбрать 1 представителя от нескольких групп.

4. При принятии решений Советом общественного сектора каждый представитель имеет количество голосов в соответствии с количеством людей, которые его избрали.

5. Количество представителей в Совете общественного сектора не ограничено, и каждая новообразованная группа из 50-150 человек может в любое время направить туда своего представителя или отозвать его и переизбрать нового.

6. Группа может обязать своего представителя вынести на Совет общественного сектора тот или иной вопрос, за который проголосовала группа.

7. В случае, если группа не согласна с голосованием своего представителя в Совете по тому или иному вопросу, она может провести у себя голосование по этому вопросу и уведомить Совет о результатах. Согласно этим результатам меняются результаты голосования в Раде.

8. Эксперты, известные общественные деятели, моральные авторитеты и т.д. - могут быть приглашены Советом для консультаций, но решения принимаются путем голосования Советом.

9. Члены Совета общественного сектора поочередно контролируют его работу. Для выполнения конкретных задач формируются временные рабочие группы, которые расформировываются после выполнения поставленных задач.

10. Представителями граждан в Совете или координаторами рабочих групп не могут быть лица, занимающие руководящие и административные должности в государственных учреждениях, государственных предприятиях и политических партиях.

11. Совет общественного сектора Евромайдана может координировать действия с политическими партиями, когда их интересы совпадают с интересами общественности, но при этом не осуществляет агитацию за ту или иную политическую партию.

На этих принципах люди могут объединяться в группы по территориальному, профессиональному или любой иному признаку, избирать своего представителя и влиять на общие решения громады Евромайдана: обсуждать в своей группе новые идеи, предлагать свои наработки Совету общественного сектора через своего представителя. Вместе с тем, они не будут ограничены в собственной инициативе и смогут самоорганизовываться по своему усмотрению.

Все желающие смогут приобщиться к принятию совместных решений и выработке общей стратегии. При отсутствии такого желания человек может не входить ни в какие группы и просто выполнять то, что считает нужным.

Эта структура при необходимости может быть юридически зарегистрирована как общественная организация, но это задача не первоочередная.

После завершения киевского этапа Майдана, эта организация может заниматься защитой от репрессий, созданием структур взаимопомощи, будут удовлетворять потребности общества вместо государства и олигархического бизнеса - например, производственных, сельскохозяйственных и потребительских кооперативов в области торговли, страхования, медицины, независимых профсоюзов, касс взаимопомощи т.д..

Следующие шаги

Поскольку пребывание на Майдане не приносит результатов в виде решений должностных лиц, предлагаю расширить перечень средств общественного давления.

Инициативы по давлению на олигархов поддерживающих власть, выглядят перспективными, но недостаточными. Нужно пикетировать дома, офисы, и бизнес всех депутатов большинства находящихся у власти.

Для этого можно создавать мобильные группы по 30-40 человек пикетировать по 4-5 объектов в день. В каждой группе должно быть много плакатов, баннеров и несколько рупоров. Пикетирование длиться по 1-2 часа.

Таким образом можно не только давить на кнопкодавов (депутатов) - в конце концов, именно они голосуют в ВР, инстинкт самосохранения может взять верх над партийной дисциплиной, - но и привлекать к протестам пассивную часть киевлян из разных районов города.

Также, если будет возможность, стоит расположиться у Межигорья и под ВР, чтобы можно было пикетировать законодательный орган во время голосований за важные для общества законопроекты.

Для организации такого давления нужно уже сегодня :

- Создавать карту с домами, офисами и бизнесами депутатов от власти в ВРУ;

- Формировать мобильные группы пикетчиков : по крайней мере, создать пункт, куда могут обратиться желающие участвовать в них ;

- Позаботиться о снаряжении : соответствующие плакаты, рупоры и т.п.;

- Юридической службе Майдана нужно не только заботиться о задержанных, но и разработать проекты законов, которые ВР должна принять под давлением общественности.

Все это не просто. Но коренные изменения в обществе никогда не осуществляется без усилий тысяч и тысяч людей, которые решили жить по -другому.

Сергей Кемский, специально для УП